Сообщество - Эзотерика и магия
Добавить пост

Эзотерика и магия

2 175 постов 4 408 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

НИИЧАВО имени Мерлина

Каждый автор, желающий описать школу (академию, университет) магии, вкладывает в это описание какие-то свои представления, что такое вообще магия и как ей следует учиться.

Где-то магия – это набор знаний и навыков, которые учащийся должен усвоить. Где-то – сила, которой он должен научиться управлять. У одних школа напоминает монастырь или рыцарский орден, у других – обычное учебное заведение с бюрократией, зачётами и суровыми лекторами, просто с необычными предметами.

У Дьяченок в Vita Nostra местная «школа волшебников» – совершенно оруэлловское заведение, где детей ломают изощрёнными психологическими пытками, пока не вытравят из них всё человеческое, оставив одну только «информационную сущность», Слово. А у Анны Коростелёвой школа Мерлина в Кармартене готовит даже не волшебников, а юных богов – хотя прямо об этом не сказано, и многие ученики сами считают себя верующими, но если вы читали книгу, то понимаете, что я имею в виду.

Но сегодня я хочу поговорить о ещё одной модели, которая, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Она пришла в голову (насколько я могу судить, совершенно независимо) сразу двум авторам в разное время, хотя ни один из них не додумал её до конца. Притом у одного это зародыш грядущего царства всеобщего счастья, а у другого – жупел и средоточие зла.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» – НИИЧАВО, Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства.

Никос Зервас, «Дети против волшебников» – Академия Мерлина на острове Лох-Хоррог.

Что, казалось бы, общего у столь различных учреждений?

А общий у них, на самом деле, подход. Тут не столько изучают заклинания или учатся владеть силой (врождённой или приобретённой), сколько меняют взгляд человека на мир так, чтобы этот человек постепенно превратился в мага.

Атмосфера самого заведения, те люди, с которыми ты там общаешься – и тема общения, конечно – вот что проделывает основную работу.

У Зерваса всё же речь идёт о школе, поэтому там есть уроки и домашние задания – но нет учебников. Чтобы освоить новое заклинание, нужно вначале освоить новую модель поведения и соответствующее отношение к себе и миру.

Хочешь творить золото? Приучись всё мерить деньгами и из всего извлекать выгоду. Когда любая вещь в твоих руках будет фигурально обращаться в деньги – изготовление буквального философского камня покажется детской забавой.

Хочешь очаровывать сердца и взгляды? Прими подходящий образ, врасти в него, сделай частью себя – и тогда остальные будут видеть в тебе того, кого ты пожелаешь.

Хочешь летать на метле? Порви все связи, которые не дают воспарить. Только душа, свободная от привязанностей к людям, земле и крови, может отправиться в полёт – и взять с собой бренное тело.

С боевой магией всё ещё проще. Чтобы побеждать врагов – научись безжалостности и беспощадности. Дерись с удовольствием, руби и кромсай с наслаждением – тогда даже на расстоянии ты сможешь поражать противников незримыми ударами.

А ещё там есть занятия, развивающие воображение – и они описаны весьма интересно. Чего стоит одно только упражнение «вот вам тема для истории – а теперь расскажите эту историю так, чтобы все в неё поверили».

Всё это происходит в антураже огромного замка, сделанного под средневековый, но оборудованного современной техникой и спецэффектами. Волшебная атмосфера помогает поверить в реальную магию.

Поступки и убеждения одновременно и дают духовную силу, и придают ей форму. А заклинания лишь позволяют удобнее использовать её.

Неплохо для несуразного, карикатурного произведения, наполненного пропагандой «атомного» националистического православия – вы не находите?

У Стругацких всё чуточку иначе. Они озвучивают лозунг: «Человек – переходное звено от неандертальца к магу».

Можно сколько угодно говорить, что под «магом» они имели в виду человека коммунистического будущего – творческого, деятельного, полностью свободного от эгоизма и стяжательства. И это даже будет правдой – скорее всего, именно это Стругацкие и имели в виду, а магию использовали лишь как метафору. Однако получилось у них намного больше, чем они хотели сказать.

НИИЧАВО – не просто организация, а буквально иной мир. Снаружи он выглядит относительно небольшим зданием, но внутри бесконечен – и никто из сотрудников даже приблизительно не представляет, что находится за пределами крохотного обжитого участка.

Там вращается Колесо Фортуны (его даже используют, чтобы получать электричество) и издаётся Книга Судеб – следовательно, это небеса. Там обитают гекатонхейры и отбывают посмертное наказание данаиды – следовательно, это ещё и Тартар. Демоны Максвелла на входе и выходе и черти в обслуге электрогенераторов – такая мелочь, что сотрудники на них и внимания не обращают.

Научный поиск бесконечен, так что у особо заслуженных сотрудников есть и посмертный допуск в режимные помещения института.

Чтобы преобразовать реальную действительность в сказочную, нужен транслятор – например, диван работы великого каббалиста Лёва бен Бецалеля. Однако и сам институт – тоже огромный транслятор, и законы реальности в нём отличаются от профанических.

Эгоизм и стяжательство, в обычной жизни просто неприятные человеческие качества, в институте оборачиваются разрушительными магическими силами. Тот, кто не преуспевает в борьбе с ними, постепенно деградирует – его уши покрываются шерстью, он скукоживается, лишается волшебных способностей и в конце концов из человека превращается в нежить. Таких, полностью преобразованных, в институте называют домовыми и используют на подсобных работах.

Если же маг начинает творить зло просто потому, что может – его ждёт превращение иного рода: он становится вампиром. В СССР таких, понятно, не водится, но в странах загнивающего капитализма – вполне. Против вампира единственное средство – осиновый кол: графа Дракулу-Задунайского и полкило серебряных пуль не взяло.

Зато те, кто трудится ради творческих и общественных целей, для кого «счастье в непрерывном познании мира, и смысл жизни в нём же», делаются всё сильнее и сильнее. Старейшие из них достигают почти божественного могущества, но по ним это незаметно, ведь чем больше их сила, тем меньше у них желания её использовать.

Всё это происходит в антураже идеализированного советского НИИ, где даже закоренелые и непобедимые бюрократы в конечном счёте бессильны перед молодыми (если не телом, то душой) искателями знаний. Понедельник тут начинается в субботу, потому что воскресенье – это скучно.

У Зерваса ученикам предлагались разные подходы к волшебству. У Стругацких подход для всех один.

Я даже не могу сказать, что их пути противоположны. В сущности, маги Зерваса – такие же бескорыстные подвижники, как и маги Стругацких. Просто их интересует не познание мира ради самого познания, а власть над миром ради самой власти. И этой цели они так же самоотверженно служат.

Источник

Показать полностью

Не плачь навзрыд и не оглядывайся: чего нельзя делать на карельских похоронах

Раньше в Карелии существовал такой обычай: без причитывания покойника не хоронили. Причитывать, то есть исполнять обрядовый плач, было необходимо — плачи, будучи средством общения с умершими, обеспечивали покойнику благополучный переход в иной мир, а живым гарантировали спокойное существование без происшествий. Мирный порядок жизни карельской деревни поддерживался не только исполнением положенных плачей, но и строгим соблюдением ритуальных запретов — обо всем этом пишет фольклорист Унелма Конкка в книге «Вечная печаль. Карельские обрядовые плачи», которая недавно вышла в издательстве Common Place. Чтобы любознательные читатели «Ножа» могли проникнуться духом этой мрачноватой книжки и описанных в ней обрядов, мы сделали для вас подборку карельских погребальных табу: почитайте, почему нельзя плакать, когда шьешь покойному одежду, и как не допустить, чтобы в теле умершего поселился злой дух.

Умирающего нельзя оставлять одного

Момент смерти карелы, как и финны, обозначали словом hengenlähtö (букв. «уход духа»), когда henki (дух, дыхание) отделяется от тела. Было важно, чтобы по возможности все родные присутствовали при последнем издыхании. Умирающего нельзя было оставлять ни на минуту одного, а при наступлении агонии созывали родственников и соседей. В старину в Карелии существовал обычай переносить умирающего с постели на пол. Обычно он сам об этом просил, и это было верным признаком, что скоро начнет отходить. На пол стелили солому и старые тряпки, которые после смерти было бы не жалко сжечь. После смерти обычно сжигали также одежду покойного, которая была на нем в смертный час. <…>

Во время агонии умирающего надо соблюдать тишину, нельзя плакать и лить слезы. Присутствие сильно скорбящих нежелательно, потому что затрудняет умирание. Если умирал ребенок, то родители не должны были находиться при этом, по той же причине уводили детей, когда умирали родители.

Не плачь навзрыд и не оглядывайся: чего нельзя делать на карельских похоронах Карелия, Похороны, Ритуал, Длиннопост

О покойнике нельзя говорить ничего плохого, пока он в доме

Душа сохраняет всё, что свойственно телесному существу: она видит и слышит, испытывает боль, голод, жажду, холод, гнев, обиду, может радоваться и страдать, мстить и покровительствовать живым. Кроме того, эти же качества приписывают и мертвому телу, особенно в первые трое суток. Веру в способность тела в течение какого-то времени после смерти видеть, слышать и чувствовать надо считать первоначальной. С развитием анимистических верований на эту веру накладывается новое представление о душе, отделившейся от тела, но оба верования продолжают сосуществовать. Например, в Северной Карелии отмечено такое представление о душе: когда душа отделяется от тела, она садится на печной столб и смотрит оттуда, как обмывают и обряжают покойника. Трое суток сидит там душа и ждет приговора, куда ей следует идти, какое ей место уготовано. Она всё видит и слышит, поэтому о покойнике нельзя говорить ничего плохого. <…>

Покойника не оставляли ни на миг одного, соседки и родственницы сидели возле него все ночи, молились и тихо беседовали (ночью не причитывали). Вообще, и поныне строго соблюдается обычай говорить про покойника только хорошее: вспоминать его добрый нрав, привлекательные черты характера, привычки. Если кому-нибудь случилось сказать про покойника плохое и тот мстил за это какой-нибудь напастью, то надо было идти на могилу и просить прощения.

У покойника нельзя оставлять рот непокрытым

Как только умирающий испустил дух, на его рот клали кусочек белой ткани. Этот обычай соблюдается и сейчас при смерти старых людей. По другим сведениям, рот закрывали после омовения тела. Например, в Калевальском районе можно найти такое объяснение этого обычая: белый лоскут надо немедленно, вслед за последним вздохом, положить на рот усопшего, чтобы злой дух — toispuolehini (букв. «потусторонний») не мог войти в тело. В этом случае покойник не нашел бы покоя в могиле, стал бы выходить и вредить живым. Однако перед погребением, на кладбище, лоскут со рта обязательно снимают. Это подчеркивается во всех приведенных выше источниках.

Нельзя плакать по покойнику «сверх положенного»

В Северной Карелии все обязательные причитания, сопровождавшие похоронный обряд, назывались «законными» плачами (sakonaitkut). Сверх «законных» плачей не следовало плакать и причитывать, потому что слишком бурно выражаемое горе якобы беспокоит усопшего: слезы жгут его, как искры. В противном случае покойник может явиться во сне и даже показаться днем, что отнюдь не желательно. Нельзя оплакивать умершего после полудня, дабы не нарушить его вечерний покой. Сильно горюющих и плачущих женщин другие пытаются успокоить и утешить, так как считается, что чрезмерные проявления скорби не по нутру покойнику, и он начнет являться скорбящей.

Нельзя стрелять в лебедей

Для похоронных плачей Северной Карелии типичен образ белого лебедя (в плачах южных районов он не встречается). Плакальщица выражает надежду увидеть дорогого ей покойника в стае белых лебедей.

Карелы, как и многие другие народы, считали лебедей священными птицами. До сих пор их не стреляют и вообще не тревожат, но уже никто не может объяснить, чем вызван этот запрет. В Приладожской Карелии зафиксировано поверье: кто стреляет в лебедя, того хватит кондрашка.

Если собиратели пытались выяснить, почему нельзя стрелять лебедей, то обычно получали такие ответы: убить лебедя — грех, это может принести несчастье. Иногда этот запрет мотивируется эстетически: нельзя убивать такую красивую птицу. В нашем распоряжении имеется лишь одна запись поверья, по которому лебедь представляется духом умершего. Теппо Стафеев из деревни Сельги Медвежьегорского района рассказывал, что когда его брат умер в Питере, то явился лебедем под окном отцовского дома:

«„Клук-клук-клук“ закурлыкал. Письмо в этот день пришло, что умер, и тут стали причитать. Кто богу молится, тот обернется лебедем. Кто с чертом связался, того черт утянет, не явится лебедем».

Не плачь навзрыд и не оглядывайся: чего нельзя делать на карельских похоронах Карелия, Похороны, Ритуал, Длиннопост

Птиц вообще нельзя обижать

В севернокарельских плачах настойчиво повторяется мотив, выражающий желание увидеть покойного в образе лебедя, пуночки, ласточки или какой-либо другой птицы. Это пожелание выражается уже в причитаниях при обмывании и повторяется в следующих плачах по ходу действия похоронного обряда. Мотив души-птицы стал кульминационным моментом карельской похоронной лирики. В нем воплощена красота бесконечной, неотвратимой печали. Особенно трогательно звучит этот мотив в плачах матери о ребенке:

«Может, маленькая взращенная мною ягодка явится от чудных прародителей маленькой небесной птичкой щебетать под окошками своих дорогих хороших [отца и матери] радостным детским лепетом.

Я, печальный стан, из окошка твоего дорогого хорошего [отца] поглядела бы на свою маленькую взращенную ягодку и убавила свою тоску и печаль, когда ягодка, взращенная мною, чудной небесной птичкой щебечет, подобно дитяти, на вечернем дворе своего дорогого хорошего под светлыми окошками».

Источник: Paulaharju S. Syntymä, lapsuus ja kuolema. Porvoo, 1924. S. 78. Здесь и далее плачи приводятся в переводе с карельского на русский язык, автор перевода — У.С. Конкка

Этот поэтический образ восходит к древним верованиям о душе-птице. Среди севернокарельских запретов, которые внушали с детства, встречаются восходящие к этим верованиям: маленьких пташек нельзя мучить, потому что в какой-нибудь из них может обитать душа ранее умершего маленького братца или сестрички. Появление около жилья необычных птиц считалось предвещанием смерти. Если во дворе появлялась стайка пуночек, когда в доме был покойник, это означало, что души ранее умерших пришли за новоумершим.

Нельзя плакать во время шитья смертной одежды

Сразу же после обмывания покойника одевали. В старину карелы одевали умерших в белую одежду, сшитую особым образом. Шили иголкой вперед, как обычно приметывают.

С приготовлением одежды связано много запретов: нитку нельзя перекусывать зубами, при шитье нельзя конец полотна класть под колено и ни в коем случае нельзя ронять слезы на ткань — поэтому родные не шили одежду. На покойника надевали обычные предметы одежды: мужчинам — рубашку, портки и куртку, чулки, обувь; женщинам — рубашку, сарафан, на голову — платок, на ноги — чулки и легкую обувь. Однако передника не надевали. Девушек и мужчин хоронили без головного убора. Чулки без пятки шили из льняного полотна или вязали из льна одной иглой — этот старинный способ вязания сейчас почти забыт. Чулки отбеливали зимой на морозе. Обувь шили из тонкой кожи дратвой, в ней не должно было быть металлических шипов и гвоздей.

Нельзя готовить в доме, где лежит покойник

Когда покойник лежал в избе, с ним приходили прощаться родственники и соседи, приносили с собой стряпню: рыбники, калитки, сканцы, а ныне — буханки хлеба, пачки чая, печенья и пр. Известно, что у некоторых народов обычай приносить готовую пищу в дом, где имеется покойник, связан с запретом разводить огонь и готовить пищу в течение определенного срока. Можно думать, что карельский обычай приносить стряпню в дом, в котором есть покойник, является пережитком подобного запрета.

Нельзя работать, пока в доме покойник

Древние корни имеет соблюдавшийся еще в XX веке обычай не работать в избе и во дворе в те дни, когда покойник в доме. При ночном «сторожении» покойника не занимаются и рукоделием. <…>.

Работа, проделанная в присутствии покойника, не идет впрок.

Не плачь навзрыд и не оглядывайся: чего нельзя делать на карельских похоронах Карелия, Похороны, Ритуал, Длиннопост

Нельзя заколачивать крышку гроба гвоздями

В XIX веке в Северной Карелии гроб делали из досок, но доски не скрепляли железными гвоздями, а сшивали корнями или берестой. Считалось грехом заколачивать гроб железными гвоздями. Крышку гроба, по некоторым сведениям, нельзя было заколачивать наглухо. Ее закрывали с помощью потайных деревянных нагелей, которые покойник, при надобности выйти из гроба, мог бы сам вынуть. В свете таких обычаев и верований понятны мотивы плачей, в которых покойника «поднимают» из могилы побеседовать со скорбящими родственниками.

Нельзя рыть могилу вечером и оставлять ее без присмотра

Могилу рыли утром перед погребением, так как оставлять ее открытой на ночь было нельзя. Вырытую могилу не оставляли без присмотра, до погребения ее кто-то должен был караулить. Теперь могилу не караулят, но могильщики, уходя с кладбища, «замыкают» ее: кладут поперек могилы лопаты. Эта мера, очевидно, связана с обычаем прикрывать рот покойника лоскутом: будущее место обитания тела, как и само тело, следует защитить от проникновения злой силы.

К тем, кто отправлялся копать могилу, обращались с просьбой выкопать ее на южном склоне:

«Не делайте моему ласковому хорошему жилище Туонелы на стороне северных ветров в эту утреннюю пору.

Сделайте на теплой стороне ласкового света, чтобы моему ласковому хорошему не пришлось вечно на стороне холодных ветров похаживать. <…>

Сделайте, славные родичи, обитель моего славного хорошего у славных прародителей с правой стороны спасовых звезд Большой Медведицы в этот начинающийся день. <…>

Не определит ли славный Спас моего славного хорошего поживать у славных прародителей с правой стороны от звезд Большой Медведицы. Ведь был он на этом свете удачливым, так пусть и у славных прародителей славный Спас не благословит моего славного хорошего несчастной долей».

Источник: Paulaharju S. Syntymä, lapsuus ja kuolema. Porvoo, 1924. S. 103–104

В этом плаче четко выражена идея, которая пронизывает весь погребальный обряд: благополучие умершего в загробном мире зависело от того, как родственники снарядили его для жизни за чертой смерти.

На похоронах нельзя не причитать

Исполнение похоронных плачей было обязательным у многих народов. Так, например, А.А. Котляревский писал:

«Жели, плачи и сетования по мертвым были прямою обязанностью его родных и близких: до сих пор простолюдины у славян особенно уважают и почитают ту женщину, которая умеет хорошо причитать по усопшим».

В «Очерках Пошехонья» В.А. Балова тоже отмечено:

«Поголосить по умершим — значит отдать ему последний долг, и потому, кто умирает сиротою, не оставляя после себя ни матери, ни жены, ни близких родных, над тем поголосить считает своим долгом даже совершенно посторонняя для умершего старуха».

С этим перекликаются слова карелки Александры Кирилловой из дер. Чебино Медвежьегорского района, сказанные в 1974 г.:

«Раньше такой обычай был, без причитывания покойника не хоронили, будь хоть малый или большой, хоть два слова приплакивали».

На вопрос: «А если не было родных, кому плакать?» — она ответила:

«Всё равно, где он чаще пребывал, так хоть слезинку кто-нибудь прольет, плакали, жалели всё равно».

О ритуальной функции плачей свидетельствует тот неоспоримый факт, что причитывание достигает своей кульминации в день похорон, после чего идет на спад. По старинному карельскому обычаю на могилу ходили причитывать только в определенные дни в течение шести недель, а по окончании этого срока на поминках вновь звучали «законные» поминальные плачи. После этого считалось обязательным причитывать в годовщину смерти.

Не плачь навзрыд и не оглядывайся: чего нельзя делать на карельских похоронах Карелия, Похороны, Ритуал, Длиннопост

С кладбища нельзя ничего уносить

Всё имеющееся на кладбище считалось достоянием покойников. С кладбища нельзя было унести ни одной веточки, ни цветочка; нельзя было даже срубать сухостой и убирать валежник.

Кладбище было и священным, и страшным местом. Сюда приходили только для поминовения усопших, чтобы поплакать на могиле, и то лишь до полудня — после полудня нельзя было беспокоить покойников. Здесь не разрешалось шуметь, смеяться, вести себя вызывающе по отношению к умершим. Если кто-либо не посчитается с этими запретами, то может навлечь на себя гнев и месть покойников.

Вот как описывал собиратель и большой знаток финской и карельской традиционной культуры Самули Паулахарью карельское кладбище:

«Приближаясь к деревне, замечаешь сразу же рядом с деревней, среди полей и пашен островок густого леса. Удивляешься, зачем этот лесок тут оставлен. <…> Лесок этот — карельское кладбище, священная роща, где они хоронят своих умерших. <…>

Неприкосновенное святое место — это карельское кладбище. Нельзя там срубать деревья, даже веточку или листочек тронуть. Нетронутыми могут там деревья расти и стареть, наконец от старости рухнуть. <…> Там, где упали, пусть гниют и превращаются в прах вместе с подмятыми при их падении могильными столбиками и гробницами».

Нельзя оглядываться, возвращаясь с кладбища

После погребения предпринимаются некоторые меры против калмы. Во-первых, возвращаясь с кладбища, нельзя оглядываться, чтобы калма не пристала в виде болезни, чтобы покойник не пришел обратно из обиталища мертвых. Лопаты, топоры, а также сани, на которых везли покойника, оставляют с северной стороны дома, чтобы северный ветер и дождь смыли калму. Если этих мер не принять, в доме может умереть еще кто-нибудь. В старину, по возвращении с кладбища, все провожавшие окуривали себя дымом можжевельника, нередко парились в бане для очищения.

Нельзя навещать покойников после полудня

Посещение могилы, как и погребение, должно было происходить до полудня. Анни Толошинова, которая часто причитывала на могилах родных и знакомых, говорила, что она никогда не бывает на кладбище после полудня. Парасковья Савельева из Мяндусельги, тоже активная причитальщица, сообщила, что причитывать после полудня вообще нельзя, особенно если у плакальщицы уже умерли родители. Это объясняется поверьем, согласно которому после полудня умершим надо дать покой, в противном случае они могут рассердиться и наслать болезнь.

Фотографии взяты из книги «Вечная печаль. Карельские обрядовые плачи»

Источник

Показать полностью 4

Расклад понедельника 10.06.2024

По просьбам клиентов, в работе с которыми часто использовал таро, начал записывать и выкладывать на YouTube "мини-предсказания" на грядущую неделю. Делюсь ими и с вами. Эти видео призваны немного поднять настроение, запустить рефлексию, а где-то и получить чуть-чуть веры в себя) Это один из первых опытов работы с видео, не судите строго)

Поиграем в бизнесменов?

Одна вакансия, два кандидата. Сможете выбрать лучшего? И так пять раз.

СДЕЛАТЬ ВЫБОР

Про чувство любви в отношениях

Важно, какая чакра включается вместе с анахатой. Чаще всего партнеры находятся в состоянии острого психоза. Важно вытащить из себя программы отношений, которые вы взяли из детства.

И ты туда же!? Хочешь видеть скрытое? Загляни в профиль и приходи, если не струсишь!))

Показать полностью

Человек с ремнями вместо ног, дама с когтями и латунным носом, охотница за легкими рожениц. Краткий экскурс в казахскую демонологию

Почему чем выше в горы, тем хуже дышится? Сейчас-то мы испорчены образованием и знаем про концентрацию кислорода и атмосферное давление. А древние казахи считали, что проблема в невидимых воинах бога неба Тенгри: они не хотят, чтобы всякие там беспокоили босса, поэтому придушивают в качестве намека. С научной точки зрения так себе гипотеза, зато какая красивая история! А вообще в казахской мифологии можно насчитать не менее полутысячи персонажей. О некоторых из них — в материале Беллы Аскаровой.

Протоказахи твердо знали, что они не единственные разумные существа во Вселенной. В цветке тюльпана — дух батыра, с ветрами и молниями можно договориться, если знать способы и не наглеть. У всего есть душа, везде жизнь.

Всё держится на тополе

Как и многие другие народы, древние казахи верили в существование трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Все миры похожи друг на друга, только в подземном всегда полумрак, потому что солнца не видно, и мало воздуха. А в небесном света такой переизбыток, что даже сами обитатели его излучают. Короче, в плане комфорта окружающей среды нам повезло больше всех. Хотя и в остальных мирах жители тоже как-то приспособились.

Где-то между мирами течет река. На ее берегу растет Байтерек — огромный тополь. Действительно огромный: корнями уходит в подземье, кроной подпирает небо. Такой вот центр мироздания. А еще мост, по которому можно перемещаться между мирами.

В кроне Байтерека живет священная птица, у корней — злобный дракон. Каждый год птица откладывает яйцо (которое на самом деле солнце), и каждый год дракон пытается сожрать птенца. Но всё обязательно будет хорошо, потому что вмешается герой.

Это популярный сказочный сюжет: персонаж каким-то образом проваливается в Нижний мир, долго и с приключениями странствует там, пока не набредает на огромное дерево. Отбивает птенца у дракона, и в благодарность птица возвращает его на средний уровень.

А Байтерек — это не только космогоническая концепция, но и реально существующий монумент. Находится в центре Астаны, очень впечатляет даже по фото, а вживую просто умереть и не встать. Тот случай, когда тонну бабла не напрасно вложили.

Всё как полагается: нижний уровень в четырех метрах под землей (там аквариумы и кафе, если ничего не изменилось с моей последней поездки), поднимаешься на лифте до уровня ста двух метров — и попадаешь в шар, он же яйцо священной птицы. Там зал с панорамными окнами. Лифты как концепцию не одобряю, легкая клаустрофобия каждый раз прям не благодарит за интересный опыт, но ради вида стоит потерпеть.

В общем, определились: древние казахи жили в Среднем мире, а с ними толпа фантастических тварей. В степи, лесу, горах, поле, у воды, даже у себя дома — везде можно было наткнуться на кого-нибудь жутко интересного. Иногда просто жуткого. Фольклорист Кайрат Жанабаев насчитал 500 демонологических персонажей.

Человек с ремнями вместо ног, дама с когтями и латунным носом, охотница за легкими рожениц. Краткий экскурс в казахскую демонологию Казахи, Демонология, Длиннопост

Живет под землей, охраняет клады, но не гном

А ергежейли. Внешне они особо не впечатляют: обычные старички, только очень-очень мелкие. В моем сборнике казахских народных сказок (адаптированных для русскоязычного читателя, поэтому точность, скорее всего, страдает) ергежейли то с пядь, то вовсе с вершок. То есть или 18 см, или вовсе четыре.

Зато у этих крохотных дедушек длиннющая борода и недюжинная сила. И ергежейли не стесняются ее использовать. В сказке трое батыров приезжают в глушь поохотиться. Двое гоняются за зверями, третий остается кашеварить. Ему-то и достается от ергежейли. Что деду надо? Покушать.

Первые два раунда за ергежейли, но младший батыр его всё-таки побеждает и вешает за бороду на дерево. Так ергежейли с выкорчеванным деревом и убегает. Батыр его преследует и находит проход в подземье. А вместе с ним — и несметные богатства, потому что ергежейли обычно не бедствуют.

В других сказках ергежейли так силен, что роняет людей, просто подув на них. Так что Соловей-разбойник не единственный с такой фишкой.

Если девушка молчит и прячет нос — на всякий случай бегите

Перед человеком можно и извиниться, а встреча с жезтырнак грозит стать последней. Одному сказочному охотнику повезло, но во второй раз трюк может не сработать.

Что он сделал? Разделил трапезу с красивой девушкой, которая неясно откуда взялась и потом куда-то делась. Чисто на всякий случай взял бревно, напялил на него свою одежду, а сам забрался на дерево. Девушка появилась ночью и накинулась на бревно. Тут охотник ее и… тогось.

Почему охотник начал подозревать неладное? Прекрасная незнакомка молчала и закрывала нос рукавом, даже когда ела.

Голос у жезтырнак не самый сладкозвучный, скорее наоборот — настолько громкий и пронзительный, что от него птицы на лету гибнут. А нос из латуни. И когти тоже, слово «жезтырнак» так и переводится.

Способов отпугнуть нечисть мифы вроде как не предлагают. Серебра она точно не боится, потому что им (если точнее, серебряными и золотыми монетами) отделана ее одежда. Да, жезтырнак носит наряд девушки из богатой семьи. Так что просто старайтесь не бродить в степях и вблизи подозрительных пещер в одиночку. Группе жезтырнак, может, и не покажется.

Интересно, что во всех сказках, которые мне удалось найти, конфронтация у жезтырнак именно с охотниками, а не просто с мимокрокодилами. Так что вот вам еще один перспективный способ не навлечь ее гнев — не трогайте зверюшек.

Женился на девушке из подводного народа? Не гладь ее по спине

Согласитесь, простой способ обеспечить себе счастливый брак: что хочешь с красавицей-женой делай, только спину не трогай. В списке условий еще может быть «дорогой, не смотри, как я расчесываюсь». Версия из фольклора с недетским рейтингом: обойдись, пожалуйста, без омовения после близости. Сложно всё это сделать? Вроде не очень. Но герои сказок, разумеется, оказываются слишком любопытными.

И либо нащупывают чешую на спине благоверной, либо обнаруживают, что расчесываться ей удобнее, сняв с себя голову. Что происходит, если совершить омовение после секса, история умалчивает.

В общем, незадачливому супругу свою жену-уббе приходится убивать. Да, из-за собственного косяка. Почему-то ни один не соглашается мирно дать себя съесть.

Серикбол Кондыбай в кратком словаре казахского фольклора (классная вещь, зацените) пишет, что встречаются уббе-мужчины. Смуглые, с длинной черной бородой. В целом логично: раз есть леди, почему не быть джентльменам.

Похитительница органов рожениц

В понимании древних казахов роженица особенно уязвима перед демоническими существами: приводит ребенка из другого мира в наш и сама как бы находится на распутье. Этим и пользуется албасты.

Может явиться в облике старухи, девочки, взрослой женщины (причем как красавицы, так и чудовища), лисицы, да хоть копны сена. В казахском фольклоре вообще что ни демон, то оборотень. Но албасты можно узнать, маркер — длинные светлые или рыжие волосы.

Что албасты делает с роженицей? Ворует органы. Обычно легкие, в некоторых сказках и быличках упоминаются печень и сердце.

Албасты тащит добычу к воде, если успеет прополоскать — женщина умрет. То есть албасты связана с водой.

В статье автор перечисляет способы защититься от напасти:

1) Принести в юрту хищную птицу — лучше беркута или филина. Филин надежнее: он видит в темноте и летает по ночам, значит, родня духам. Духи не обидят того, кто обладает их родичем. Ну или хотя бы перьями или когтями.

2) Позвать специального человека, который видит духов, значит, и прогнать сможет. Если такого умельца рядом нет, хватит его платка или халата.

3) Подсуетиться заранее и хранить в юрте плеть, особенно сделанную из таволги.

Способ не из статьи, но сразу несколько фольклористов его упоминали: нужно привести к юрте белую лошадь с белыми глазами (если найдете, конечно). Албасты отпугнет когнитивный диссонанс: лошадь выглядит как дух, а пахнет как живое существо, лучше держаться подальше.

Албасты не эксклюзивно казахский персонаж, а общетюркский. Детали, правда, отличаются: у татарской албасты три глаза. И еще органы просвечивают, если со спины посмотреть.

Иногда помогать людям вредно

Представьте ситуацию: идете вы по лесу — и вдруг кто-то вас по имени зовет. Оглянулись и увидели лежащего человека. Захотели помочь бедолаге — а он вас хвать ремнями, которые у него вместо ног. Потому что не человек вовсе, а конаяк.

По другой версии, даже альтруизм можно не проявлять, достаточно быть невезучим: пройти под деревом, на котором сидит конаяк. В сказках это обычно касается охотников. Видимо, больше никто по лесам не ходит.

Поймав жертву, конаяк начинает на ней кататься. Потом то ли дожидается, пока несчастный умается до смерти, то ли ускоряет события и душит. А потом съедает.

Человек с ремнями вместо ног, дама с когтями и латунным носом, охотница за легкими рожениц. Краткий экскурс в казахскую демонологию Казахи, Демонология, Длиннопост

Семиголовая жалмауыз

Если совсем упрощать — казахская Баба-яга: ест людей, похищает детей, сосет кровь у молоденьких девушек. Только наша Баба-яга не превращается в легкое и не плавает в воде. В чем прикол? Какой-нибудь неосторожный человек приближается — жалмауыз его хватает и требует отдать сына.

Что было бы, если бы подошел бездетный или счастливый родитель лапочек-дочек? Наверное, ответ «слушай сказку молча, пожалуйста».

Есть и другие отличия. Скажем, у Бабы-яги одна голова. А у жалмауыз целых семь. Некоторые сказки еще упоминают огромный горб и немногочисленные зубы, которые жалмауыз может использовать как метательное оружие.

Знаете, вообще-то есть фольклор, где образ жалмауыз куда более сложный. Например, она владычествует над страной смерти. Уже больше похожа на Хель, чем на Бабу-ягу. Иногда хранит родовой огонь — то есть выступает шаманкой или волшебницей.

Так что, может, раньше жалмауыз была не просто кошмарной людоедкой, а матерью-покровительницей древних людей.

О-о-очень большой леший

Правда большой: ростом выше деревьев. Еще когтистый и с копытами вместо ступней. А в остальном серей (он же сорель) выглядит как человек.

Этого демона считают мужем албасты (если вы забыли, это она ворует легкие у рожающих женщин). Если с супругой что-то случится, серей будет мстить. Укокошили и его — знамя поднимут детки этой чудесной пары.

Как вы уже поняли, серей к людям недружелюбен. Интересно другое — способ убийства: серей щекочет жертву до тех пор, пока она буквально не умрет от смеха.

Источник

Показать полностью 2

Кем бы ты ни был

Прекрасный пример ангела, находящегося тут "в отпуске". Характерная энергетика, и ощущение остановки времени. И рукава крылышками)

О неравенстве

Приглашаем на новую лекцию в онлайн-лектории Центра изучения религий!

10 июня 2024 г. в 19.00 Оксана Куропаткина, доцент Центра изучения религий РГГУ, прочтет лекцию «Социальное неравенство: взгляды разных религий».

О неравенстве Религия, Неравенство, Лекция, ZOOM Cloud Meetings, Приглашение, РГГУ

Лекция будет проходить в онлайн формате на платформе Zoom!

Социальное неравенство – реальность человеческого общества, часто неудобная и травматичная, и эту важную часть жизни разные религиозные традиции старались осмыслить и предложить свои рецепты принятия или преодоления этой реальности.

На этой лекции мы узнаем:

• Почему в индуизме существует строгий кастовый порядок, и как любовь к божеству может его преодолеть;

• Как джайны и сикхи учатся и зарабатывать деньги, и щедро их тратить;

• Как конфуцианство учит принимать свой социальный статус и бороться с социальной несправедливостью;

• Как буддизм относится к богатым людям и к богатству;

• Как христианство осмысляет бедность, и как идея тысячелетнего царства стала стимулом социальных преобразований;

• Как ислам и иудаизм учат своих последователей заботиться о бедных;

• И о многом другом.

Для получения ссылки на лекцию необходимо пройти предварительную регистрацию.

Показать полностью

Сможете найти на картинке цифру среди букв?

Справились? Тогда попробуйте пройти нашу новую игру на внимательность. Приз — награда в профиль на Пикабу: https://pikabu.ru/link/-oD8sjtmAi

Сможете найти на картинке цифру среди букв? Игры, Награда

Можно ли увидеть гороскоп на сутки, на день

Можно ли увидеть гороскоп на сутки, на день!!!
Ведь есть гороскопы на год - Соляр, или на месяц - Лунар.
А что обстоят дела с гороскопом на день. Как он создается, как он формируется!!!

Как мы проживем текущий день, будет он напряженным, или пройдет более мягко и менее стрессовым. Все это зависит от дневного гороскопа, от планетарных аспектов.

Где его посмотреть, и как его пощупать! Создается он автоматически, без нашего участия, или можно на это как-то влиять.

#гороскоп #астрология #нумерология

Можно ли увидеть гороскоп на сутки, на день Натальная карта, Эзотерика, Знаки зодиака, Астрология
Отличная работа, все прочитано!