Серия «Суть Мифа»

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3

Сотворение земли. Сотворение полей,сельскохозяйственных культур,вспаханного поля(плодородная почва). Символы земли:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://nito4ka.ru/ornamenty-i-simvoly/

Важно понимать как "засеянное" поле изображали в древности. Изображали семена по-разному:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://smittik.livejournal.com/81967.html

Семена иногда изображали очень крупно:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Мифическая круговая сетка(решето) может являться землей(точки-семена,ровные ромбы-сетки, квадраты-сетки) или небом(звёзды в сетке).
Живая мифическая сеть преображается в ромбы:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Символ земли зарождался не только в спиральной форме творения,но и в вертикальной форме. Те же красные и чёрные линии начала сотворения мира сплетённые мифическим швом(мифической сеткой),как и в предыдущей статье. Вторая версия творения мира:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Красная вертикальная палка "раскрывается" образую неопределённую форму:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Неопределённая форма определяется в ромб или в решето:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Вариант с решетом в один горизонтальный ряд, есть в предыдущей части цикла статей по этой теме: Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2. Самый нижний кувшин в последней картинке, в конце статьи. В решете можно разглядеть мифический шов между линиями. Смысл тот же. Только вот не понятно, разноцветный ли орнамент был изначально или нет(красный и чёрный)? Вроде бы да. Некоторые кувшины "реконструируют" - перекрашивают,а некоторые оставляют так как есть в найденном состоянии по цветам,как, например,этот кувшин.

Есть другой вариант. Ромбы размножаются:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Живая сетка полностью раздвигается для поля образуя пустой ромб и он засеивается,либо разделяется на четыре ромбика и они тоже засеиваются:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Пример с квадратной сеткой-землей:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Пример шахматной доски с точками:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Шахматная доска - это изображение земли. Когда я писал предыдущую статью(часть 2),тогда я не нашёл ни один кувшин с орнаментом такого узора с точками. Когда я собирал контент для этой статьи,я нашёл такой кувшин. Это означает, что перед нами не мифический образ второго уровня,а обычный образ первого уровня. Я напишу про это подробней в другой статье. Что такое образ второго уровня,чем он отличается от обычного образа. Факт наличия точек в шахматной доске означает ассоциацию с засеянным полем,а не с зародышем мифической сетки решета. В орнаменте,в предыдущей статье, где сетка сливается с шахматной доской, автор орнамента просто не мог определиться что изобразить - сеть или шахматную доску и получился такой неопределённый симбиоз сформировавшийся в неиндивидуальном сознании.

Есть бог с шахматным решетом:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я предполагаю,что такое решето специально изготавливали строго для ритуала. Ромбические отверстия в сетке.

Пример звёзд в предыдущей статье Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 может быть не примером звёзд,а зародышем засеянного поля. Изображена как бы сетка в процессе формирования сельскохозяйственной земли. Её живая,мифическая трансформация(творение земли). Она не сформировалась в окончательный,финальный,завершённый вид.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Пример бога с земным решетом:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 3 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Показать полностью 12

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2

Сотворение Мира - возникновения небесных решёт из спиралей.
Красные и чёрные линии начала сотворения мира сплетённые мифическим швом(мифической сеткой) образуют первую версию тонкого спирального движения.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Когда спиральные движения размножаются,они заполняют всё пространство. В центре спирали появляется зародыш небесного решета.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Из зародыша небесного решета появляется зародыш мифической сетки решета. В нашем,современном понимании(ассоциация) - это шахматная доска.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Снаружи небесного решета закрученная, множественная линейная спиральность рассеивается, а внутри небесного решета всё обогащается - размножается,детализируется,пополняется количеством и уменьшается в размерах каждая шахматная клетка.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я нашёл вариант изображения орнамента где прямо "проявляется" мифическая сетка небесного решета из шахматной доски.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Вот полноценный вариант мифической сетки небесного решета,когда ещё остались спиральные остатки между решётами. По бокам очень необычный вариант изображения небесного решета. С громом(символ зигзага).

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

И тут я подхожу к очень интересной теме.Представления мифического мышления рождают мифические образы. Небо, Древний Китай образно представлял в виде мифической сетки. Это очень ожидаемо,ибо коллективное,первобытное сознание понимает всё слитно. Всё соединено,переплетено. Мифическая Сетка - она реальная,живая. Она умеет менять свою форму. Сетка буквально "раздвинулась" перед громом.

Небесное решето,естественно,изображало звёзды:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Левый рисунок - мифическая сетка оживает и раздвигается, для того чтобы "показать" звёзды
Правый рисунок - на мифической сетке "проявляются"(чудесно преображаются) определённые участки сетки,уникальная звёздная нить в форме креста.
Приблизительный пример того,что они видели:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://priroda.club/nebo/4691-sirius-na-nebe-65-foto.html

После просмотра подобного,появились такие изобразительные звёздные черты на кувшинах в небесных решётах.

Небо - символ множественной неопределенности. Это и есть главный,идеальный образ первобытного,коллективного,неиндивидуального,дологического мышления. Небо представлялось как множество и как одно, и эти два понятия были одновременно в сознании. Они не разграничивали эти понятия. Все орнаменты на кувшинах представляют единое,целое - небо.
Когда оно представляется как одно, оно как джинн из мультфильма аладдина(1992), который перевоплощается в любые внешности. В моменте трансформации,он является спиралью или множественной окружностью с точкой в центре или без неё(такую вариативность порождает неиндивидуальность). Вероятно у такой версии джинна древнего мышления нету своей базовой, определённой, уникальной,индивидуальной внешности.
Когда оно представляется как множество, оно состоит из множества одинаковых спиралей,которые трансформируются в определённый лик,спустя время, одна из спиралей или множество спиралей поменяют свой лик снова. Оно многоликое.

Я думаю, пустота в спирали - это чистое небо,а точка в спирали - это ночное чистое небо,уменьшенная его версия,расширенная его визуальная версия это решето. Может быть решето - это обобщённое представление состояния неба без уникальных визуальных явлений(звёзд,грома и т.п.).
Но что точно можно сказать,так это то, что звёзды - это чудесное превращение решета в разные лики.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост
Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост

Пример чистого ночного неба:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 2 Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Длиннопост
Показать полностью 11

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Я попробую описать из чего этот бог сформировался. Из каких основ(зародышей) мифического мышления.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Горы держат небесное решето. Множество Гор держат главное,небесное,большое решето. Изображение фетишизма, полное отсутствие анимизма в рисунке. Скорей всего на горлышке кувшина символ зигзага - это символ грома. Чудесный предмет решето.

Решето использовали как оберег, в гадании и даже в лечении. Верили, что решето может излечить головную боль, мигрень, если подержать его над головой, а любая вода, трижды пролитая через решето, становилась лечебной. Такой чудесной водой омывали ребенка и домашних животных. Чтобы урожай зерновых культур был хорошим, семена просеивали через решето. Просеивание считалось обрядом очищения зерна и залогом хорошего урожая. Чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а если его было много, переворачивали, чтобы дождь закончился. https://sovmuseum.com/publ/sidimdoma/ehksponat_dnja/sito_ili...

Вот пример, как выглядит предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания. Он конечно не настолько древний. Но и не современная версия.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

https://ar.culture.ru/ru/subject/resheto

Ячейки(дырки) у "сита" меньше, сетка плотней,чем у "решета". Корректней называть сито,то что изображено на кувшине,сетка плотная,но проблема в том,что в дальнейшем будут сетки на кувшинах разной плотности т.к. сеть в плане построения,деталей схемы(размера ячеек) - свободная,она мифическая. Из-за этого, я в этом цикле статей будут называть один и тот же по смыслу мифический, чудесный предмет разными словами. Цикл статей будет сложней читаться,восприниматься. Остановимся на обобщённом,едином слове - "Решето". Как не реальное,а мифическо-реальное понятие. Точное,семантическое определение не так уж и важно. Миф - это не наука. Важен общий,единый,понятный образ,символ. Эмоциональное представление,понимание бытия.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Гору ещё представляли как мировую ось(мировой столб) которая держит решето-небо. Почему считали, что его надо держать? По теории Леви-Брюля нужно задавать вопрос,а чего же они так сильно панически боялись? Откуда такая тяга к описанию,объяснению "держания" неба. Видимо думали что небо имеет большой вес и боялись, что оно упадёт,если его не поддерживать. Ведь жить спокойней, когда ты представляешь,что над тобой огромнейший "потолок" поддерживается гигантской,крепкой опорой.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

На этом орнаменте можно увидеть как прогрессировало мифическое мышление.

На концах верхних конечностей и в местах сочленения имеются перья или какой-нибудь другой тип опушения.(Чжэн Цинянь)

Если выше можно было наблюдать только черты фетишизма,природных объектов гор,то теперь появляется опушение в горах,в точках изгиба. Это самая ранняя,анимистическая форма,в ней нет антропоморфных черт,есть зооморфные. Я сначала думал, что в изгибах - пальцы рук,ног, но количество пальцев сильно варьируется в орнаментах этого божества, что делает слабой мою позицию(наличие антропоморфности). Не острие(пик) горы держит небесное решето,а зооморфная "рука" в горе,в в виде опушения,горная,духовная,зооморфная,"меховая" рука. В такой "руке" не важно наличие точного количества "пальцев". В районе ручек кувшина появился рисунок решета. Я считаю оно олицетворяют разновидность дождя,а именно бокового(косого) дождя,а решето в горлышке ровный,вертикальный дождь. Понимание изображения пространства стало богаче. Пространственное мышление улучшилось. Они стали в свой миф добавлять вариант дождя под наклоном и анимистические черты. Выше,я писал про то,что они представляли гору,как мировой столб на который опирается небесное решето. А теперь если добавить его в этот кувшин,то как раз получается первая версия анимистического горного божества.

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Бог у которого голова является всем небом-решетом с горными,зооморфными руками и ногами. Первая,древнейшая внешность этого божества. Её зародыш. Я считаю её не первой,полноценной версией индивидуальной внешности. Нет лица. Точней оно есть,но оно срослось с формой кувшина,в его самом сокровенном,сакральном месте,в горлышке. Лицо располагается в главной точке кувшина. Это нечто другое. В том плане, что оно в основном не изобразительное, а функциональное,мифическое,связанной с формой,с использованием кувшина.
Чжэн Цинянь пишет в своей статье, что тотемом этой культуры является лягушка. К анимизму,фетишизму добавляем тотемизм. Есть очень важная цитата из его статьи,которую я обожаю:

Скелет человека или животного как вариант узора «лягушки» западные ученые называют «изображением в виде рентгеновского снимка» (англ. – X-ray perspective style) и связывают с практиками шаманизма. «Согласно шаманским верованиям, в ритуальном искусстве плоть и одежда вторичны, и именно скелет несет главную смысловую нагрузку.(Чжэн Цинянь)

Это очень яркое,выразительно описание шаманизма в этом орнаменте!
Это уникальный пример изображения порождённого умом первобытного,коллективного сознания. Дело в том,что рисунок является комбинацией множества первобытных религий. Фетишизм+тотемизм+анимизм+шаманизм. Это горная,скелетная,меховая лягушка. Она живая и одновременно неживая. Её точки изгиба - это контакт,точка соприкосновения,эрогенная, сакральная точка,в этой точке это неживое с невидимых мехом(загробный,потусторонний мир) становится живым,с видимым мехом(реальный мир).

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Есть версии орнаментов с двумя цветами. Дальше проследить точную,пошаговую эволюцию этого божества почти невозможно. В интернете я вижу огромное количество разных внешностей этого божества. Внешность его лица(небесное решето) становится очень разнообразной,как и тело,ноги,руки. Это логичная эволюция рисунка. Ведь развивается,эволюционирует изобразительно сложный комплекс из множества первобытных религий! В нём множество первобытных религий будут доминировать в разных пропорциях! Вот почему первобытное,коллективное мышление ещё неиндивидуальное. Этот миксер из первобытных религий нужно определённо визуализировать в обобщённый,популярный рисунок для всех. Задачка непростая индивидуализировать такую ядрёную смесь! Я бы всю жизнь остался неиндивидуальным,если бы был на их месте.😂

Для начала, я в следующей статье,вкратце,попытаюсь описать, как они видели,представляли сотворение мира. Эти символы они устанавливали в решето-лицо божества, в разные его внешности. В третьей статье буду описывать все варианты индивидуальной внешности этого божества.

Дополнение к статье:
Есть другой вариант расположения зооморфных ног-гор этого божества:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Тут между двумя небесными решето целых четыре горы. Если посчитать количество изображений с ногами из трёх и четырёх гор,то с тремя горами более часто изображали орнамент. Причина,вероятно банальная - так легче орнамент выполнять.

Есть даже такой удивительный вариант зооморфных,горных ног:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Одна гора и две половинчатые. Но это очень редкий вариант. Я нашёл только один экземпляр такого орнамента.

По поводу изображения с тремя зооморфными горами-ногами. Она противоречит моей теории о том, что китайцы сотворили первую внешность этого сверхъестественного существа в воображении через соединение мирового столба и множества гор. Ведь мировой столб с четырьмя ногами-горами расположен между горами. Я привёл пример изображения гор выше, где нет мирового столба между горами. Есть и такое. Мировые столбы между горами:

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

Неолитическая Культура Мацзяяо(III тыс. до н.э.)

Это археологические находки Культуры Мацзяяо(Маджаяо) - фазы Мачан. Любопытно, что эта неолитическая культура располагалась рядом с самыми высокими горами китая(на карте они серо-белого цвета,высота от 4000 и выше).

Мифы Древнего Китая(III тыс. до н.э.). Часть 1 Мифы, Мифология, Древние артефакты, Археология, Китай, Китайцы, Длиннопост

6 - Культура Мацзяяо, Machang - Мачан

Показать полностью 10

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму

Когда он закроет глаза, наступает тьма, откроет — появляется свет. Выдохнет [воздух] —наступает зима, вдохнет — начинается лето. Не спит, не ест, не дышит. А если вздохнет — поднимется ветер. Тело [его] длиной в тысячу ли.(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

В этом мифе очень интересный тип мифического мышления. Самый ранний. Этот миф(его основная,сюжетная схема) древнее мифов о богах человеческой внешности и человеческого поведения(Теизации - олимпийские боги, самые яркие представители такой мифологии).

Это древнейший миф. Мифическое божество которое управляет самой природой полностью.
Этот миф - это самая ранняя,анимистическая форма мышления первобытной религии.
Он не подходит под стандартное,короткое определение анимизма - "поклонение духам природных объектов,вера в их существование,вера в одушевлённость природы". Это дух всей природы,а не природного объекта. Его поведение идеально слитно с природой. Этот миф - жемчужина примера неиндивидуального,коллективного,дологического мышления.

Неиндивидуальное мышление - у духа нету индивидуального поведения,у него есть естественное поведение,которое является поведением природы. Точней выражаясь,это не его поведение,а поведение природы. От любых его действий следуют глобальные изменения в природе. В этом духе вообще нету индивидуального поведения,которое есть в двух предыдущих статьях("Расшифровки древнекитайских мифов" - в первой части - спустился,сделал землю плодородной,родил(передал), во второй части такое поведение - напал,убил). В этой же статье дух ничего не делает. Он не делает уникальных действий,он просто "существует". Он просто производит действия олицетворяющее лишь,что он живое(одушевлённое) существо всей природы и не более. Строчка мифа - "Не спит, не ест, не дышит" настоятельно подчёркивает, что в нём нет ничего человеческого в его поведении. Также отсутствие в нём идентичности(индивидуальности) наблюдается в его имени. "Гора-колокол" - это не его имя,а имя горы. "Дракон - светильник" - имя вида существа,имя осветительного прибора,но не его собственное,уникальное имя.

Коллективное мышление которое видит всё слитно. Коллективное Мышление которое,ещё не стало разделять множество природных объектов и поместило их всех в одного главного духа. Любопытно,что такой тип мышления даже не зафиксирован у шанцев в позднешанском периоде(XIII - XI в. до н.э.) в письменности,в гадальных костях. В них - множество духов природы.

Фэн - Ветер, Юнь - Туча, Сюэ - Снег, Фан - духи (четырех) сторон света (сы фан), Ту - дух земли, духи гор и рек(Куликов Д.Е.)

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

Надписи на гадальных костях,перевод Крюкова М.В.

В статье "Когда исчезли китайские мифы" я написал наиважнейшую деталь, которая помогает нам понимать что перед нами. Миф или не миф(легенда,героический эпос,сказка). Наличие ритуальной темы в сюжетной схеме. Она значимое место занимает в сюжете или нет? Ответ на этот вопрос - это и есть ключ к пониманию всего этого.

Имя бога Горы-Колокол — Освещающий Тьму (Чжуинь)(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Имя = ритуал. Культ поклонения Горе-Колокол. Тема ритуала занимает значимое место в тексте.
Строчки из другого варианта этого мифа:

Он дарует ветер и дождь. Он освещает Великую Тьму. Его зовут Дракон-Светильник.(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Его имя = неодушевлённый предмет. Но этот предмет является объектом поклонения? Представлялся ли светильник в Древнем Китае у автора этого текста,как культ к этой неодушевлённой вещи? Не знаю,но точно знаю,что поведение = ритуал. "Дар" от духа. И в этом варианте мифа тема ритуала является важнейшим,смысловым компонентом сюжета.

Дополнительных комментарий Хун Синцзу (1090—1155), приводит цитату из сочинения «Ши хань шэнь у» (примерно I в. н. э.; впоследствии утеряно): «Небо обрывается на северо-западе, там нет жизненных начал, ничто не возникает и не исчезает; поэтому там есть дракон с чудесным огнем в пасти, освещающий небесные врата». (комментарий к книге Юань Кэ, Рифтин Б. Л.)

А вот пример, как этот миф "трансформировался" в 100% сказку по смыслу. От ритуалов,культов,фетишизма и т.п. не осталось и мельчайшего следа.

Это животное с человеческой головой,змеиным туловищем красного цвета.Тело [его] длиной в тысячу ли.(Шань Хай Цзин,перевод Яншиной)

Вероятно, китайцы представляли луч закатного солнца в воображении, как появление сверхъестественного,змеевидного туловища в воде. Точней, представляли этот момент как - "Дух захотел показаться людям. Стал видимым".
Видео с горами,рекой и красным закатным солнцем я не нашёл,но оно мне понравилось в плане погружения мыслей в попытки мифического представления.
Пример красного заката:

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

У Чжу-луна есть и другие варианты перевода. "Дракон со свечой","Cветоносный дракон".

Возможно, этот миф из поселения, которое жило по более древним обычаям,миф стал популярным и распространился на весь китай(XIII-VIII в. до н.э.). Либо возникновение этого мифа было до 13 века до н.э. Сюжетная, популярная схема которого, передавалась из поколение в поколение и мы получили в древнекитайском трактате Шань Хай Цзине переделанную версию древнейшего мифа. Но в нём остался древнейший,основной смысл и это прекрасно,удивительно. Строчку мифа - "Не спит, не ест, не дышит" можно перефразировать в "не двигается" иначе будет природный катаклизм. Дух в горе. Этот миф обладает крепкой связью с фетишизмом. Дух назван неодушевлённым словом - горой,светильником. Некоторые,древние мифы т.е. духи,до теизации,зародились в горе. Прямолинейно,буквально. Дух выходит из горы(частями) и "застревает" в ней. Я это докажу в будущей статье фактами.

В легенде Паньгу есть дополнительная подробность в описании древнейшего дракона. В его имени.

Пань-гу (пань — «блюдо», гу — «древность»). (Рифтин Б.Л.)

Если мы представляем древность в виде длинного,змеевидного тела,то как она должна поместиться в круглое блюдце? Она должна Свернуться.

Имя Пань-гу может быть понято как «Свернувшаяся [в кольцо] древность».
Дун Сы-чжан (1586—1628) «Гуан Бо у чжи» («Расширение „Трактата обо всех вещах"», 1607), продолживший «Бо у чжи» («Трактат обо всех вещах») Чжан Хуа (232-300; см. Фан И-чжи в т. 1), сказано, что «государь(цзюнь) Пань-гу имел голову дракона (лун) и тело змеи».(Кобзев А.И.)

Любопытный факт,то что одно из самых ранних описаний Свернувшееся[в кольцо] древности(Паньгу) совпадает с мифическим описанием Дракона-Светильника.

Д у н С ы ч ж а н (1586—1628), «Пространные записи о различных вещах» («Гуан бо у чжи»), цз. 9, содержат цитату из утерянного сочинения Сюй Чжэна (примерно III в. н. э.) «У юнь ли нянь цзи»: «У государя Паньгу голова дракона и тело змеи. Когда он вдыхает воздух,— рождаются ветер и дождь, когда дует,— гром и молния. Когда открывает глаза, наступает день, когда закрывает,— ночь». (комментарии к книге Юань Кэ, Рифтин Б. Л.)

В 3 в. н.э. считали что такой внешний вид древности относится к мифу Дракона-Светильника. И взяли основную сюжетную схему именного из него для своего Паньгу. Где же такая древность находилась?

Культу́ра Хунша́нь(V–III тыс. до н.э.)

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

Неолитическая культура находилась на северо-востоке от столицы Китая

Археологические,драконьи находки в этой культуре:

Дракон-светильник. Дракон освещающий тьму Мифы, Мифология, Археология, Древние артефакты, Китай, Китайцы, Видео, YouTube, Длиннопост

нефритовые драконы культуры Хуншань

Скорей всего, это и есть родина происхождения этого мифа. Конечно истинный,первоначальный, смысловой облик мифа полностью не сохранился в первозданном виде, в Шань Хай Цзине. Передаваясь из поколения в поколение меняется внешность,поведение,имя и самая главная проблема очередной переделки - не понимание основного,главного стержня мифа. Это большая тема. В другой статье приведу пример.

«Мне известно также,какая изменчивая и непостоянная вещь — вымысел, который можно передавать и искажать по произволу, и как удобно с помощью остроумия и дара слова использовать его так,как никогда не приходило на ум первым творцам вымысла».(Лорд Бэкон)

Но одновременно с этим недостатком,есть и у него достоинство,которое уменьшает частоту возникновения переносов,переделок уничтожающие полностью основной смысл мифа. Популярный миф - это крепкий,сильный,смысловой корень. Иначе бы миф исчез спустя множество поколений.

Несмотря на искажение и изменение,мифы довольно медленно утрачивают смысл своего первоначального происхождения.(Эдуард Бернетт Тайлор)

Показать полностью 5 1

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 2

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 2 Мифы, Мифология, Китай, Китайцы, Археология, Древние артефакты

Шань Хай Цзин(Каталог Западных Гор,книга третья,перевод Яншиной)

Что если короткой миф - это не осколок(обрывок) древнейшей версии мифа,а это и есть полная версия древнейшего мифа. Из этого тогда следует,что чем древнее миф,тем меньше в нём смысловой нагрузки,нет потребности в подробном объяснении,в сюжете. В нём достаточно смысла,для того чтобы древнее,мифическое мышление поверило в это,приняло это как реальность.

Я считаю этот текст древнейшим примером развития мифологической мысли. Гора-колокол - это священная,почитаемая гора. Горам приносили жертвы,чтобы попросить дождь,урожай. Её сын Барабан с человеческим лицом и туловищем дракона - это возникновение анимизма в фетишизме. Это описание возникновения духа в культе горы. Одушевлённый дух в неодушевлённой горе. Как мы знаем,вера в анимизм - это вера в одушевлённость природы. Но одновременно с этим одушевлённый дух имеет имя неодушевлённого смысла. Ведь барабан и колокол это неодушевлённые,музыкальные предметы. В них нет ни капельки одушевлённости. Неодушевлённость не отделилась от одушевлённости. Дух Барабан после своего действия вернулся в святилище. Это очень яркий пример фетишизма. Он вроде и переместился, для того чтобы убить речного Бао,но потом сразу же вернулся в священное место,где его и казнил предок Ди.

В династии Шан,Чжоу один из самых распространённых культов - это культ предков. Предположим что многие духи являются сородичами или дальними,мифическими родственниками, прародителями по мнению автора этого мифа. В мифе такие духи перерождаются в животных(птиц). Реинкарнация,переселение душ. А это тотемизм.

В мифе ранняя форма анимистических представлений. Индивидуальное поведение духов не развито. Оно кратчайшее. Два глагола. Напал,убил. Индивидуальная внешность духов не развита. Описаний тотемической внешности намного больше,чем описаний духовной внешности. Сюжет из множества действий не сочиняется из-за не развитой формы анимизма.

Разделённые понятия анимизма,фетишизма,тотемизма слитно. Это и есть пример мысли настоящего коллективного,неиндивидуального,дологического мышления. В таком мышлении проклёвывается(зарождается) анимизм из фетишизма,тотемизма,культа предков.

Если удалить из мифа картинное описание и оставить только действие,то оно следующие - смысл мифа в том,что Ди наказал духов за то,что они убили речного бога. Любопытно,что в мифе нет объяснения причины убийства речного бога. Значит объяснять не нужно было. Важен сам факт убийства(факт смерти) и факт наказания за убийство,чтобы в следующий раз не поступали так же снова.

По теории Леви Брюля страх является основным драйвером развития мифического мышления. Мифическое сознание боится того, что не может объяснить,понять. Боится того, чем не может управлять.

Реконструирую действия,мысли которые могли бы привести к созданию этого мифа.
Я думаю,автор этого мифа боялся будущего нападения духов на реку,рядом с которой он жил. Если нападение произойдёт,то река помрёт. В его мифическом понимании смерть речки означает,скорей всего,её полное пересыхание. Жить в таком месте невозможно, нужно искать новый дом,переселяться. Это страшно. Эти мысли его всегда беспокоили. Вдалеке от его поселения находилась самая высокая,главная гора - Куньлунь и он представлял что там же живёт "Речной Бао"(видимо,самая главная река в мире).

Предположим, он увидел молнию от грозы рядом с горой-колокол и подумал что Ди наказал духов за,что они совершили что-то плохое. Он перенаправил будущие,возможное моделирование страшного нападения на реку куда-то вдаль,по инерции,из-за страха. Рефлекторная,самозащита от страха. Он считал Ди своим предком,который его поддерживает. Таким способом,он поставил "защиту" от страха в мыслях. Духи побояться нападать в будущем на реку,будут бояться кары Ди. Тогда,она никогда не помрёт,никогда не пересохнет. Вдобавок прогнал страшных,опасных духов - Барабана и Циньпэя. Они превратились в птиц и улетели. Как автор додумался до этого? Допустим, после грозы на следующий день он увидел как птица взлетает. В этот момент у него сформировался весь набросок картины мифа в мышлении.

Показать полностью

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1

Гейзер. Бессмертная вода и бессмертный огонь в одном месте. Огонь никогда не умирает от воды. Вода никогда не умирает от огня. Гейзер научился этому пути(контролю огня и воды) и конечно китайцы в древности хотели у него этому научиться и постоянно наблюдали за ним. Вероятно,несколько раз прикасались к нему и обжигались, и от этих ярких,болевых ощущений ещё сильней выражали свои эмоции к этому. Эмоции через край = Рождение Мифа.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Гейзер Строккур перед извержением

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Шань Хай Цзин(Каталог гор и морей,перевод Яншиной)

Древнейший,большой отрывок мифа не тему огня и воды.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Шань Хай Цзин(Каталог гор и морей,перевод Яншиной)

В нём есть ритуальный сюжет - "Шуци". Определённо тут имеется в виду что он создатель не простой утвари,а ритуальной утвари. Бог ритуала. Создатель ритуала.

Я считаю,что слово "род" имеет два смысла. Прямое и переносное значение. Это пример мысли коллективного,неиндивидуального,дологичного мышления. Всё слитно.

Первый смысл - сотворение мира, слово "род" в прямом значении.

Если в речку кинуть горящий любой предмет, то он сразу потухнет. Огонь проигрывает воде. Не подходит простой смысл - "один огненный дух спустился в речку". Не логично в мифическом мышлении. Для того чтобы дух огня сохранился в реке, автор мифа сформулировал яркое, картинное описание усиления огня через эволюцию себя,трансформацию и перерождение в улучшенную,усиленную версию.
Если огненный сильнейший дух спускается в речку, то рождается нечто новое = гейзер. Что же в гейзере может произойти? Если у нас в реальном,логичном,современном мышлении "Разлив" - сезонный подъём уровня воды в реке. То в мифическом мышлении это должно быть более эмоционально, выразительно, ярко.

Такой подъём воды подойдёт! В самый раз для мифа. Извержение Гейзера = Бог разливов.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Извержение гейзера Строккур

Зачем Шуци(дух ритуала) потребовалось делать землю плодородной? Ну если мы посмотрим какая земля рядом с гейзером,то ей определённо не хватает плодородной почвы. Я думаю китайцы представляли изначальный мир в хаосе как огромный гейзер с раскалённой землей.

Если я правильно понимаю их страх и эмоции, то с помощью ритуала(котёл с орнаментом куя,таоте) они поддерживали реку в стабильном состоянии. У них в мыслях мир(природа) изначально пребывала в хаотичном,мифическом состоянии. Они боялись, что если не поддерживать стабильность реки с помощью ритуала, то она дестабилизируется и превратится в хаос,в гейзер и земля вокруг гейзера станет не плодородной,не пригодной для жизни,для земледелия. Я думаю китайцы представляли изначальный мир в хаосе как огромный мифический гейзер с раскалённой мифической землей. Шуци стал контролировать огонь и воду. Бог воды и бог огня успокоились,перестали активно враждовать с друг другом на всей земле и они уменьшили свою вражду. Сконцентрировали её в маленькой точке земли,в реальном природном гейзере. Огонь перестаёт поднимать воду вверх и спокойная вода разливается вниз по всей земле,остужая её,а спокойный огонь перестаёт раскалять её. Это новая эволюция, трансформация,перерождение земли - она называется Хоуту.

Когда огонь,вода,земля успокоилась, земля смогла поделиться этим знанием гармонии огня и воды с тем,кто ходит по земле. Передала его "человеку". Это первый человек в природе, который познал гармонию огня и воды в теле. Понимал сотворение мира.
У древних китайцев были очень уникальные отношения с огнём и водой. Точней, я так выражусь - Я считаю никто из древних людей так много,долго и старательно не размышлял(философствовал) на тему этих двух противоположностей.

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Трактат Ле-цзы(V-IV в. до н.э.,перевод Позднеевой)

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Трактат Чжуан-цзы(IV-III в. до н.э.,перевод Позднеевой)

Этот миф составлялся задолго до Лао-цзы(VI-V в. до н. э.). Он был атеистом, как и все его последователи учения даосизма. Миф не может существовать в атеизме. Сохранились только современные интерпритации мысли о контроле огня и воды. Мысли не коллективно, неиндивидульного,дологического мышления. Но это не отменяет того факта,что в них есть мельчайшие осколки древнейшего смысла(XI-VII в. до н.э.) в современной обёртке времен VI-III в. до н.э. Первые даосы опирались же на знания предыдущих поколений. "Эхо древности" должно быть.

Теперь,я расшифрую, как автор древнего мифа представлял эту гармонию двух противоположностей в теле человека.

Второй смысл слова "род". Не прямой,буквальный смысл,а переносный. Метафорический. Это символ. Одни из главных символов в Древнем Китае - царь,ван,сын неба. Как передаётся царствование? Передача Престола осуществляется через родство. Надёжная передача наиважнейшего,может быть,только через родство. Надёжная передача гармонии огня и воды через родство. Миф - это картинно-эмоциональное описание реального чуда. Выразительная, чудесная передача пути контроля огня и воды от мифических,сверхъестественных,реальных сил реальному человеку.

Может показаться, что в этом мифе нет темы престола. Она есть. Миф картинно описывает как править бесконечно. Мифический контроль огня и воды передаётся реальному человеку. Миф ведь реален,автор в него верит и это не легенда. Тот, кто обрёл путь огня и воды - обретает бессмертие. Царь(ван) после смерти попадает на небо и правит там вечно,как небесный предок. Духи,боги передали умение над контролем огня и воды лидеру поселения и он с помощью этого знания стал основателем культа предков.

К сожалению Лидера "Емина" не расшифровать. Нет такого имени среди всех известных Шанских,Чжоуских правителей. Может быть это имя правителя одного из владений династии Западной Чжоу. Древнейшая версия Лаоцзы под другим именем, которая верила в богов,духов. Не атеистическая версия,а мифическая.

Почему я не выбрал вариант расшифровки мифа Юань Кэ,Яншиной и т.п.

Емин, создавший двенадцатилетний годовой цикл. (Юань Кэ)

Земля порождает двенадцатилетний цикл.(Яншина)

Дело в том,что в трактате Чжуан-цзы есть строчка про "десять лет и два года".

Расшифровка древнекитайских мифов.Часть 1 Археология, Древние артефакты, Мифология, Бог, Мифы, Китай, Китайцы, Древний мир, Длиннопост

Трактат Чжуан-цзы(IV-III в. до н.э.,перевод Позднеевой)

Лаоцзы обрёл путь добродетели в силах жара и холода за десять лет и два года. Фраза в древнем мифе "Ёмин родил десять и два года" означает не рождение солнечного календаря, а рождение пути(понимания) сил огня и воды.

Моя расшифровка мифа не идеальная. Возможно,я ошибаюсь и это действительно рождение(создание) солнечного календаря. Тогда я написал не миф,а легенду о том,как из хаоса сотворился,сформировался мир,который стал пригодным для жизни. Возможно,я ошибся в других местах расшифровки мифа или во всех местах😂. Но это не означает,что не надо пытаться расшифровывать смысл мифов. Пытаться погрузиться в древнее,мифическое мышление. Я искренне надеюсь и хочу в это верить, что какую-то часть этого мифа, я всё таки расшифровал😁. Это дико интересно.

Показать полностью 6

Когда исчезли китайские мифы?

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Слева - котёл Западной Чжоу(XI-VIII в. до н.э.), справа - Куй (иллюстрация из «Книги гор и морей» редакции 1786 года)

Не каждый ритуал подходит под описание мифического мировоззрения. Краткое описание такого ритуала. Использование ритуальной утвари для ритуальных жертвоприношений, как людей, так и животных. Жертвоприношения предназначались для умиротворения предков и духов. Это необходимо, потому-что духи обладали способностью влиять на мир живых. С ними выстраивали отношения. Заслуживали их поддержку, благосклонность. В ответ получали удачу,благополучие в поселении. Если же их не задабривали дарами, то они сердились и могли накладывать проклятье,несчастье,неудачу на поселение.

Когда китайцы перестали его бояться? Какие действия показывают отсутствие страха к духу Кую? Конечно,это отделение куя от ритуала,от жертвоприношений этому духу. Они не бояться ответного гнева(проклятья,несчастья,неудачи) потому-что не верят в него. Не верят в его способность навредить,если что-то пойдёт не так в отношениях с ним. Ведь отсоединение его от ритуала - это объявление о полном разрыве отношений с ним.

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Фрагмент текста 28 года правления Чжао(513 год до н.э.) про Куя из Цзо чжуань(перевод Яншиной)

В этом фрагменте древнекитайского трактата Куй в самой поздней,анимистической,финальной, форме - Теизации(бог в человеческой внешности). Но это не миф. Возможно,в этой легенде есть мельчайшие смысловые осколки из других сюжетных мифов. Но весь абзац - не миф. Весь сюжет абзаца - не миф. Этот абзац про Куя из Цзо чжуань - это превосходный пример того,как миф становится легендой. Миф и ритуал неразделимое,смысловое целое. Миф есть ритуал. Миф не может существовать без ритуала(культа предков). Это прямая связь не очевидна. Просто потому,что её часто,прямолинейно не пишут. В этом нет нужды. Это само собой разумеющееся. Им не нужно это пояснять. Про жертвоприношения. Мифическому мышлению составляющему мифы это понятно и без упоминания этого. Любой дух в мифе уже является символом действия - "ему надо приносить в жертву,причём определённый вид жертвы,который заранее известен".

Важно уточнить одну деталь,чтобы не запутаться в понятиях миф и легенда. Если в мифах кого-то уничтожают,то это не значит,что авторы этого мифа напали на него по той причине, что перестали его бояться и это уже легенда,а не миф. Часто,смысл таких мифов не в конкретном действии "уничтожения". Это картинно-эмоциональное описание перерождения одной версии духа в другую версию духа. Есть и другие описания. К сожалению и это не является 100% формулой для понимания того,что вы прочитали в древних,письменных трактатах. Миф или легенду. В некоторых мифах,может быть неполный сюжет и часть сюжета утеряно. Либо перерождение в другую версию,либо уничтожение. А как определить это весь сюжет или часть осколка сюжета из древнего полного сюжета? На этот вопрос нет простого ответа.

Отрывок текста из Цзо чжуань про Куя указывает, что в 6 в.до н.э. чжоусцы перестали верить в мифы. Я думаю этот процесс значительно раньше происходил. В 8 в. до н.э. Археологическое доказательство этого события - динамика производства ритуальной утвари в системе даров Западной Чжоу(1050—771 годы до н. э.).

Культурно-историческое своеобразие периода Начала Западной Чжоу определяют дарения раковин, зависимого населения, металла, бронзовых ритуальных сосудов и жертвенных животных. В последующую эпоху их роль либо уменьшается, либо они вообще перестают упоминаться в надписях на бронзе. (Крюков В.М.)

Это можно перефразировать через мифическое мышление буквально так - из даров пропал Куй(Таоте) в конце Западной Чжоу. Есть огромное количество фотографий ритуальной утвари Западной Чжоу с орнаментом Куя(Таоте) в интернете. В таблице ниже это "сосуды".

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Период I - Инь,период II - раннее Западное Чжоу, Период III - среднее Западное Чжоу), Период IV - позднее Западное Чжоу(Крюков В.М.)

Есть смысловая связь даров и Куя у знаменитого,китайского историка из Империи Хань(206 до н. э. — 220 н. э.).

Когда исчезли китайские мифы? Древние артефакты, Археология, Китай, Древний мир, Китайцы, Мифы, Мифология, Длиннопост

Сыма Цянь - Ши цзи - Том IV «Трактаты»(Шу) - глава 24 - Трактат о музыке(Юэ шу)(Перевод Вяткина Р. В.)

В 8 в. до н.э.,естественно,не все китайцы перестали верить в мифы. Процесс исчезновения мифического мышления начался с царской прослойки. С правителя(сын неба,ван) Династии Чжоу. В это время на окраинах этой огромной территории,конечно многие,по инерции,ещё верили в сверхъестественное по старым порядкам.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!