Серия «Метод – умение решать задачи»

Стратегия выбора сложных математических задач А.Н. Колмогоровым

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Стратегия выбора сложных математических задач А.Н. Колмогоровым Творческие люди, Творчество, Развитие, Личность, Математика, Математики, Колмогоров, Ученые, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

Андрей Николаевич Колмогоров — русский математик, создатель своей математической школы. Инициатор создания системы физико-математического образования для одарённых школьников. На фоне — изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

«В многочисленных воспоминаниях, посвящённых А.Н. Колмогорову отмечается, что, начинается со школьных лет он стремился – так или иначе – работать со сложными задачами (стратегия большинства людей иная – они стремятся работать с самыми лёгкими задачами, которые гарантировано получаются). При этом:

Для математических работ Андрея Николаевича характерно то, что он явился пионером и первооткрывателем во многих областях, решая порой двухсотлетние проблемы. Технической работы по обобщению построенной теории Андреи Николаевич старался избегать (он говорил, между прочим, что на этой стадии особенно преуспевают евреи, – скорее с восхищением, поскольку своё инстинктивное отвращение к этому виду деятельности Андрей Николаевич воспринимал как недостаток). Зато на третьей стадии, где надо осмыслить полученные результаты и увидеть новые пути, на стадии создания фундаментальных обобщающих теорий. Андрею Николаевичу принадлежат замечательные достижения».

Арнольд В.И. Об А.Н. Колмогорове, в Сб.: Колмогоров в воспоминаниях учеников / Сост. А.Н. Ширяев, М. МЦНМО, 2006 г. с. 38.

В детстве, в школе:

«Впрочем, нельзя всё-таки сказать, что Андрей совсем не принимал участия в школьных шалостях. В основном учителя гимназии Репман были очень опытными педагогами. За одним исключением – молоденькой учительницы физики Елены Николаевны Боковой, которая была едва старше своих учеников. Конечно, в понимании физики Андрей превосходил свою неопытную учительницу. И постоянно (к всеобщему удовольствию товарищей и к неописуемому огорчению учительницы) проделывал такой аттракцион. Он поднимался и сообщал, что придумал вечный двигатель. (В школе царил дух свободы, и не дать гимназисту высказаться считалось недопустимым). Он выходил к доске и описывал свой прибор, как правило, весьма хитроумный, и найти ошибку было очень затруднительно. Учительница что-то пробовала возражать, но её аргументы легко разбивались. Время шло, ученики были в восторге, а учительница чуть не плакала, проклиная, должно быть, тот час, когда связала свою жизнь со школой».

Тихомиров В.М. Андрей Николаевич Колмогоров, М. Наука, 2006 г. с. 25.

Стратегия выбора сложных математических задач А.Н. Колмогоровым Творческие люди, Творчество, Развитие, Личность, Математика, Математики, Колмогоров, Ученые, Наука, Видео, YouTube, Длиннопост

В студенчестве:

«С курсом Лузина связано первое моё достижение, после которого на меня было обращено некоторое внимание. Николай Николаевич любил импровизировать на лекциях. На лекции, посвященной доказательству теоремы Коши, ему пришло в голову использовать такую лемму: Пусть квадрат разделен на конечное число квадратов. Тогда для любой константы С найдется такое число С', что для всякой кривой длины, не большей С, сумма периметров, задевающих кривую квадратов, не больше С'. Через две недели я обратился к председателю студенческого математического кружка Семену Самсоновичу Ковнеру с небольшой рукописью, где это утверждение было опровергнуто. В своей статье Научный руководитель, посвященной П.С. Урысону, Андрей Николаевич пишет: «Хотя мое достижение было довольно детским, оно сделало меня известным кругу лузитанцев, от которого я стоял, впрочем, несколько в стороне, колеблясь между культивировавшимися в их среде интересами, возникшим ранее увлечением проективной геометрией (которую старомодно, но подлинно талантливо читал Алексей Константинович Власов) и смутным желанием заниматься математикой, имеющей широкие выходы в физику и естествознание».

Тихомиров В.М. Андрей Николаевич Колмогоров, М. Наука, 2006 г. с. 32.

На преподавательской работе:

«1 октября 1942 г. Московский университет открыл двери для нового набора студентов. Были сформированы две группы – всего 50 человек. Лекции и упражнения по анализу вёл Андрей Николаевич. Было очень холодно, университет не отапливался, перед Колмогоровым сидели в основном девочки, дрожащие от холода, в пальтишках на рыбьем меху и валеночках. Вадим Иванович Битюцков, учившийся в одной из групп (а спустя годы много сотрудничавший с Колмогоровым по Энциклопедии), рассказывал, что после первой лекции второго семестра, где было объяснено, что интегрирование – операция, обратная дифференцированию, Андрей Николаевич в качестве первой задачи на упражнениях дал не что иное, как вычислить интеграл ∫dx(1+ x^4)^-1. После того как минут через пятнадцать ни у кого ничего не вышло, Андрей Николаевич усмехнулся и сказал, что удивительного в этом нет, и сам Эйлер затруднился сначала взять этот интеграл. Это очень характерно для Андрея Николаевича – он с любым собеседником разговаривал обычно, как если бы это был сам Эйлер».

Тихомиров В.М. Андрей Николаевич Колмогоров, М. Наука, 2006 г. с. 77.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 17-ти видео: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Андрей Николаевич Колмогоров — русский математик, создатель своей математической школы. Инициатор создания системы физико-математического образования для одарённых школьников / fmclass.ru & На фоне — изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

  2. Изображение от nuraghies на Freepik

Показать полностью 2 1

От модного коллекционирования – к собиранию научных фактов: случай А.Л. Чижевского

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

От модного коллекционирования – к собиранию научных фактов: случай А.Л. Чижевского Наука, Наука и жизнь, Научный метод, Ученые, Личность, Исследования, Интересы, Стратегия, Развитие, Творчество, Видео, YouTube, Длиннопост

Александр Леонидович Чижевский — русский биофизик, один из основоположников гелиобиологии и аэроионификации. Нужно отметить, что в своих работах он ссылается на десятки (!) других исследователей солнечно-земных связей

«Скажу несколько слов о себе. Я по своей внешности ничем не походил на людей науки, о которых принято говорить, что они рассеянны, небрежны по отношению к своей внешности, задумчивы, неразговорчивы. Я был в меру разговорчив, восторжен, увлекался поэзией, играл на рояле и скрипке и был страстным коллекционером.

В детстве я собирал марки, затем занимался нумизматикой и, наконец, перешёл к собиранию книг и научных фактов. Последнее сделалось моей страстью. В то время моя собственная библиотека насчитывала не менее десяти тысяч книг (среди них было несколько чудесных инкунабул) по вопросам всеобщей истории, археологии, биологии, медицины, истории наук, математики, физики, химии, живописи, музыки и т. д. На внутренней стороне переплёта книг я приклеивал свой экслибрис, нарисованный мною ещё в 1915 году. На фоне сверкающего лучами солнечного диска был схематично изображён мозг человека, а поверх него – знак интеграла от минус бесконечности до плюс бесконечности. Такова была схема моего научного кредо того времени. Изменилось ли оно за сорок семь лет? Не знаю. Пожалуй, нет. Можно было сказать, что весь наш дом был битком набит книгами. Действительно, во всех комнатах дома стояли шкафы и книжные полки занимали целые стены.

Уже с восемнадцатилетнего возраста во мне проявлялись некоторые положительные черты: это способность к обобщению и ещё другая, странная с первого взгляда способность, или качество ума, – это отрицание того, что казалось незыблемым, твёрдым, нерушимым. Я считал также, что математика равноценна поэзии, живописи и музыке. Я считал, что плюс и минус – величайшие знаки природы. Природа оперирует с этими знаками, как хирург скальпелем. Впрочем, зачем сейчас говорить о моей юношеской философии?

Я многого не принимал на веру и уподоблялся апостолу Фоме, желавшему лично убедиться в правильности того или иного высказывания или утверждения, которое по каким-либо причинам я брал под сомнение. Все опыты я всегда ставил сам и всегда в таком масштабе и количестве, от которых все приходили в ужас. Я, смеясь, говорил: Верю лишь одному закону – закону больших чисел.

Этот склад ума накладывал печать и на мой характер: я был несколько жёстким, упрямым и эгоистичным. Но и не был холодно-рассудительным. Наоборот, следует сказать, что я был весьма темпераментным. Если я что-либо задумал и решил, то я так и действовал, и притом быстро. Откладывать своих решений я не любил и тотчас же старался привести их в исполнение. Если же мне в этот день не удавалось найти искомое, я мучился, не спал всю ночь напролет. Но все равно с таким же рвением искал, пока не находил. Феноменальная трудоспособность была моей отличительной чертой».

Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолковским (воспоминания), М. Мысль, 1995 г. с. 84-85.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 9-ти видео: РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ: ТВОРЧЕСКОЕ / КРЕАТИВНОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Александр Леонидович Чижевский — русский биофизик, один из основоположников гелиобиологии и аэроионификации. Нужно отметить, что в своих работах он ссылается на десятки (!) других исследователей солнечно-земных связей / Сайт aeslib.ru & На фоне — изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

Разносторонность взглядов из-за косоглазия – случай Н.И. Пирогова

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Разносторонность взглядов из-за косоглазия – случай Н.И. Пирогова Творческие люди, Личность, Врачи, Хирург, Николай Пирогов, Мышление, Системное мышление, Точка зрения, Диалектика, Видео, YouTube, Длиннопост

Николай Иванович Пирогов — русский хирург, анатом, педагог. Один из самых результативных социальных реформаторов в истории России. Также его идеи вдохновили Анри Дюнана на создание организации Красного Креста

«Я с давних пор не могу ни на что смотреть и ни в чем убеждаться с одной стороны; непроизвольно при каждом новом для меня предмете я тотчас же заглядываю на него со стороны, противоположной той, с которой смотрю.

Недаром я косил одним глазом (левым) с рождения. Эта разносторонность во взгляде на предмет, приносящая свою долю пользы, вредна действию, лишая его меткости, быстроты и сосредоточенности.

Я это испытал, к сожалению, не раз в жизни; зато она предохраняла меня от вредных увлечений, выставляя мне тотчас же на вид худую сторону того, что меня манило к увлечению. Несомненную пользу доставила мне разносторонность в хронических случаях, когда было довольно времени до начала действия взвесить и оценить обсуждаемый предмет с противоположных точек зрения».

Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача, М. «Книжный Клуб Книговек»; СПб «Северо-Запад», 2010 г. с. 91.

Комментарий И.Л. Викентьева:

Я не думаю, что косоглазие напрямую помогло сформировать мышление Н.И. Пирогова, но он явно думал об этом дефекте зрения, нашёл убедительное оправдание недостатку и хорошо запомнил. А значит – применял.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 8-ми видео: ТРИЗ: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT.RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Николай Иванович Пирогов — русский хирург, анатом, педагог. Один из самых результативных социальных реформаторов в истории России. Также его идеи вдохновили Анри Дюнана на создание организации Красного Креста. Фото 1870 г., фотограф П.С. Жуков / Public Domain & На фоне — изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

Накопление эскизов / зарисовок / материала для будущих картин В.В. Верещагиным

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Накопление эскизов / зарисовок / материала для будущих картин В.В. Верещагиным Творческие люди, Творчество, Искусство, Личность, Василий Верещагин, Развитие, Биография, Художник, Видео, YouTube, Длиннопост

Василий Васильевич Верещагин — русский морской офицер (по образованию) и живописец. В отличие от подавляющего большинства художников, лично наблюдал сражения, которые писал

«Ещё раньше Александровского корпуса Верещагин начал проявлять сильную склонность к рисованию. Сколько себя помню, – рассказывал он мне, – я всегда любил рисовать всё. Срисовывать начал едва ли не впервые ещё дома, с платка, на котором отпечатана была Тройка с волками: волки гонятся за санями, с которых стреляют. Помню, что нянька моя Анна, которую я любил до безумия, одобряла меня за этот рисунок. Мне было тогда лет пять. Платок был куплен няньке от заезжавшего к нам иногда разносчика, на паре возов развозившего по окрестным помещикам всё. Срисовывал я также и висевшие по стенам картинки. Родители и родные всегда удивлялись, и в это время и впоследствии, когда я стал подрастать, моим рисункам; но об отдаче меня в Академию художеств никогда не могло быть и речи, так как это было бы срамно. В Александровском корпусе я раз так срисовал портрет Паскевича с книжки, в несколько тонов красок, что старшая надзирательница тут же представила мой рисунок директору генералу Хатову. Учитель рисования у нас был тупой, некто Кокарев, требовавший только чистоты, а в этом я далеко не мог угнаться за многими, так что на экзамене получил за рисунок с вазы, мало меня занимавшей, очень простой, – не помню 7-й или 17-й нумер.

В 1853 году отец Верещагина перевёл его в Морской корпус, куда уже раньше поступил и старший его брат, Николай, а впоследствии поступили также и другие два брата. Отец-Верещагин отдавал своих сыновей в этот корпус вовсе не по их желанию, а просто так, только потому, что в их краю очень многие помещики отдавали детей своих в этот корпус, – вот Верещагин и делал то же самое. В корпусе Верещагин учился отлично, лучше старшего брата: он постоянно шёл по своему классу первым, потом вторым. В Морском корпусе я рисовал, – рассказывал он мне, – но нельзя сказать, чтобы особенно много, так как погоня за баллами и нежелание дать другим обогнать себя по классу брали у меня все время. Первый мой рисунок у учителя рисования В.К. Каменева был Мельница, с Калама. Пока другие пачкали только контуры я в час времени навалял всё. Каменев как подошел ко мне, так удивился, помню, сильно и сказал: Ого! Да мы с вами скоро познакомимся!

Накопление эскизов / зарисовок / материала для будущих картин В.В. Верещагиным Творческие люди, Творчество, Искусство, Личность, Василий Верещагин, Развитие, Биография, Художник, Видео, YouTube, Длиннопост

Верещагин, Торжествуют. Набросок эскиза одноименной картины

В первой половине 50-х годов Верещагин встречался у своих родственников, Гадонов и Лихардовых, с учителем рисования, Мих. Вас. Дьяконовым, впоследствии директором Рисовальной школы на Бирже, но тот неохотно занимался с ним. В Морском корпусе, – рассказывал мне Николай Васильевич Верещагин, – моему брату Василию дозволено было в последний год рисовать когда он захочет, в бывшем карцере, большой светлой комнате. На лето Верещагин приезжал в своё семейство, в любезную Пертовку. Многие из родных помнят его ещё и до сих пор из того времени, когда ему было лет 13-14, т. е. в 1855-1856 годах. В коротенькой черной курточке с золотыми галунами на воротнике, – рассказывал мне А. В. Верещагин, – он был очень хорошенький, румяный мальчик, весёлый и очень живой. С альбомом в одной руке и с карандашом в другой, он бегал иногда и рисовал всё, что ему попадалось на глаза. […]

Потом он уехал в Туркестан.

С этого отъезда начинается новый период в его. жизни. Период воспитания и учения кончился: 25-летний Верещагин из учеников переходит в мастера и самостоятельные художники. Давайте оглянемся назад, давайте отдадим себе отчёт в этом первом периоде художественной жизни Верещагина.

Главной её чертой представляется мне страстное любопытство к существующему в природе и жизни и столько же страстная потребность передавать это в формах искусства. Покуда он в Петербурге и в деревне, он рисует всё, что только характерного и типичного представляют его глазам местности и люди; в Париже он работает точно в таком же направлении, часов по 16 в сутки; позже, на Кавказе, он наполняет целые альбомы набросками людских типов и пейзажей. На первый взгляд покажется, что во всем этом присутствует только интерес этнографический, только иллюстрация того самого рода, которую мы встречаем в рисунках путешествующих художников. И действительно, Верещагин в течение всего этого периода как будто вовсе и не думает о собственном создании, о собственном творчестве. Все сотни и тысячи его рисунков, – сказали бы, пожалуй, иные, – не что иное, как только сырой материал, такая же копия с натуры, какую мог бы представить, побольше попутешествовавши, любой фотограф. Да, сырой материал, но тот материал, на котором его глазу и руке надо было окрепнуть и возмужать. Только после такой страшной работы мог он услыхать в Париже от двух из числа капитальнейших современных европейских художников: Никто так не рисует, как вы!

Накопление эскизов / зарисовок / материала для будущих картин В.В. Верещагиным Творческие люди, Творчество, Искусство, Личность, Василий Верещагин, Развитие, Биография, Художник, Видео, YouTube, Длиннопост

Азербайджанское кафе в Шуше. Набросок Василия Верещагина. Рисунок Эмиля Байяра "Экскурсия по миру", 1869 год. Страница 284

Но тут выросла не одна верность глаза, не одно мастерство руки, Вырос и окреп также художественный интеллект. Посмотрите только эту массу людских голов и фигур, разбросанных по страницам Тоur du monde и Всемирного путешественника.

Вы здесь найдёте не одни мёртвые копии с натуры, но глубокое искание и передачу типов, натур, характеров, до которых обыкновенно нет никакого дела не то что фотографу, но даже слишком большомуколичеству художников,путешествующих,инепутешествующих.

В тексте Верещагина вы везде услышите, как он жадно вглядывается в натуры и характеры очутившихся перед ним случайно стариков и детей, девушек и взрослых мужчин, старух и мальчиков, мужиков и воинов, ямщиков и духовенства, богатых и нищих,начальников и подчинённых, весёлых и печальных, живых и апатичных, умных и глупых, наивных и хитрых, кротких и свирепых – калмыков, нагаев, татар, греков, цыган, русских, кабардинцев, осетин; но посмотрите потом на его картинки при этом тексте и вы найдёте опять таки то же самое неугомонное искание человека и его натуры, ту же самую верную и меткую его передачу.

В числе множества превосходных изображений этого рода мне особенно характерными и высокохудожественными кажутся типы греческих нищих на Кавказе и молоканский пророк (Тоur du monde, 1868, стр. 175, Всемирный путешественник, 1870, стр. 296). Смесь притворства, оподленности, заискивания и ловкого мошенничества с остатками чего-то благородного в искажённых чертах лица у первых, непоколебимая твёрдость, серьёзность, энергия, ум, хитрость и способность нервно возбуждаться в лице у последнего – это всё выражено рукою и душою зрелого уже художника.

Накопление эскизов / зарисовок / материала для будущих картин В.В. Верещагиным Творческие люди, Творчество, Искусство, Личность, Василий Верещагин, Развитие, Биография, Художник, Видео, YouTube, Длиннопост

Василий Верещагин, Руины храма в Чугучаке

Но этого мало. Под конец этого периода становится чувствительна у Верещагина потребность создавать из своего разрозненного материала целые картины, творить фантазиею. Кисть ещё туго слушалась его, но зато карандашу-то его уже не было никакой помехи, и он сделал им такие два капитальные рисунка со сценами, виденными его собственными глазами, которые стоят двух капитальных картин. Это – Духоборцы на молитве и Религиозная процессия в Шуше. Опять, как в Бурлаках, проявляется тут впервые та черта, которая потом составляет постоянно, всегда и везде, главную характеристическую особенность созданий Верещагина: изображение не мелких сцен, не мелких интересов, не отдельных даже личностей, а изображение народа целыми массами, как я называю хором, с теми важными и значительными интересами, которые постоянно наполняют его, не взирая на кажущуюся ничтожность и мелкоту будничной жизни.

В Бурлаках должна была предстать у Верещагина страшная гнетущая участь русского человека – возового животного, идущего ступня в ступню берегом реки, под палящим солнышком, с веревкой поперек груди. Но эта картина не состоялась. Зато состоялись во всей простоте и правдивости две другие народные картины: в одной – толпа русских изуверов, убежавших со своей родины, чтобы где-то в углу Кавказа невозбранно, невозмутимо и без преследования молиться в избе своей, как им того хочется и как им надо, с кротким видом и глубоко потрясенным сердцем; в другой картине – толпа мусульманских изуверов, изрубивших себе головы и тела саблями, истыкавших себе черепа и щёки стрелами и двигающихся по улице, как тени, среди великолепной солнечной природы, среди музыки и пения, среди энтузиастных взглядов и жестов толпы, среди поклонения и благословений, и все это во имя чего-то, столетия назад совершившегося, но всё ещё поднимающего пламенную грудь и отуманивающего бедную тёмную голову.

Масса народная, её страдания, её темнота и непонимание самой же себя – тут программа всего будущего Верещагина».

Стасов В.В. Василий Васильевич Верещагин / Избранные сочинения в 3-х томах, Том 2, М. Искусство, 1952 г. с. 216 и 226-227.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 20-ти видео: ТВОРЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT.RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Василий Васильевич Верещагин — русский морской офицер (по образованию) и живописец. В отличие от подавляющего большинства художников, лично наблюдал сражения, которые писал. Фото ~1900 года от Фотоателье Шерер и Набгольц и Ко / Public Domain & На фоне — изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

  2. Верещагин, Торжествуют. Набросок эскиза одноименной картины / Public Domain

  3. Азербайджанское кафе в Шуше. Набросок Василия Верещагина. Рисунок Эмиля Байяра "Экскурсия по миру", 1869 год. Страница 284 / Public Domain

  4. Василий Верещагин, Руины храма в Чугучаке / Public Domain

Показать полностью 4 1

Управляемое воображение артиста / актера по Саре Бернар

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Управляемое воображение артиста / актера по Саре Бернар Творческие люди, Искусство, Творчество, Сара бернар, Личность, Метод, Актеры и актрисы, Актерская игра, Вдохновение, Воображение, Видео, YouTube, Длиннопост

Сара Бернар — французская драматическая актриса, известная виртуозной театральной техникой. Она была первой выдающейся актрисой, обратившейся к кинематографу

«…всякий раз, как я начинала работать над новой ролью, персонаж, который я должна была играть, являлся мне как бы во плоти; я видела костюм, причёску, походку, представляла себе, как он раскланивается, садится, встаёт.

Однако это всего лишь материализованное видение, в котором потом вдруг оживает душа, она-то и должна играть главенствующую роль. Слушая, как автор читает своё произведение, я пыталась проникнуть в его замысел, надеясь слиться с этим замыслом и стать его воплощением. Порою, следуя ему, я пыталась переубедить публику вернуться к изначальной истине, развенчав навеянный легендой миф о некоторых персонажах, которых ныне оснащённая документами история представляет нам такими, какими они были в действительности, однако публика ни разу не откликнулась на мой зов.

И я очень скоро поняла, что легенда неизбежно одерживает верх над историей. Хотя, быть может, для толпы, для коллективного сознания – это благо... Иисус, Жанна д'Арк, Шекспир, Дева Мария, Мухаммед, Наполеон I вошли в легенду.

Теперь уже нам не под силу представить себе Иисуса или Деву Марию в низменном человечьем обличье. Они прожили жизнь, которой мы живём.

Смерть наложила свою печать на их священные тела. Однако мысль об этом претит нам, и не без горечи смиряемся мы с этой истиной. Не потому ли мы устремляемся вслед за ними в заоблачную высь, в бесконечность мечты? Отрекаясь от всего земного, мы наделяем простых смертных чертами идеала и водружаем их на трон любви.

Мы не желаем видеть в Жанне д'Арк неотёсанную, бравую крестьянку, которая, оттолкнув грубого шутника солдафона, садится, подобно мужчине, верхом на могучего першерона, охотно откликаясь на вольные прибаутки солдатни, но ухитряясь при этом вопреки мало располагающим к целомудрию условиям жизни своей ещё варварской эпохи сохранять героическую девственность, что является её несомненной заслугой. Однако нам эти никчемные истины не нужны, мы знать о них не желаем. Храня верность легенде, она остаётся в нашем сознании хрупким существом, ведомым божественным духом, её девичью руку, сжимающую тяжелое древко знамени, поддерживает невидимый ангел. В её по-детски ясных глазах горит неземной свет, и потому все эти воины черпают в них свою силу и мужество».

Сара Бернар, Моя двойная жизнь. Мемуары, М. «Радуга», 1991 г. с. 102-104.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 18-ти видео: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ: МАРКЕТИНГ, РЕКЛАМА, PR

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Сара Бернар — французская драматическая актриса, известная виртуозной театральной техникой. Она была первой выдающейся актрисой, обратившейся к кинематографу. Фотопортрет ~1864 года от Феликса Надара / Public Domain & На фоне — изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 1 1

Поиск новых приемов / эвристик по Эжену Делакруа

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Поиск новых приемов / эвристик по Эжену Делакруа Творческие люди, Искусство, Творчество, Личность, Развитие, Саморазвитие, Художник, Карьера, Обучение, Видео, YouTube, Длиннопост

Эжен Делакруа — французский художник, график. За основу изображения взят фотопортрет от Пьера Пети, 1855-1863 годы. На фоне — изображение создано нейросетью Шедеврум

«Пресловутые гениальные люди, которых мы видим теперь, смешны и полны аффектации. Дурной вкус соперничает у них с притязательностью. Их идеи крайне туманны, и они даже в своём поведении проявляют причудливость, которую считают за признак таланта, а на самом деле это лишь призраки писателей, художников и музыкантов.

Ни Расин, ни Моцарт, ни Микеланджело, ни Рубенс не могли быть до такой степени смехотворны. Величайший гений есть существо в высочайшей мере разумное.

Англичане школы Рейнольдса думали, что они подражают великим фламандским и итальянским живописцам; создавая закопчённые картины, они полагали, что создают мощные произведения; они имитировали потемнение красок, которое образуется в картине от времени, и особенно прибегали к искусственному блеску, происходящему от последовательной лакировки, отчего картина местами темнеет, а в других частях начинает блестеть, что вовсе не входило в первоначальные намерения старых мастеров. Эти злосчастные изменения заставили их считать – как в портрете Веста, – что голова может быть очень яркой рядом с одеждами, совершенно лишенными всякого освещения, и что позади освещенных предметов может быть тёмный фон. Это совершенная бессмыслица».

Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 2, М. «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г. с. 148.

И далее, в этот же год:

«Несмотря на воскресенье, снова идем в соборный музей. Перед этим мы куда-то – не помню куда именно – ходили с милой кузиной; она не хотела расставаться со мной до тех пор, пока я не войду внутрь. Я прежде всего набрасываюсь на фигуры ангелов XIII и XIV веков: безумные девы, барельефы, совершенно ещё примитивные по своим пропорциям, но полные грации и силы. Я был поражён в них силой чувства, для которого знание почти всегда становится чем-то фатальным. Достаточно более искусной руки, большего знания анатомии или пропорций, чтобы тотчас же привести художника к чрезмерной свободе; он уже передаёт образ не с прежней тщательностью: возможность написать его с большей лёгкостью или с большей быстротой вводит в соблазн и влечет к известной манерности. В сущности, школы только этому и могут научить. Какой учитель может сообщить ученикам своё личное чувство?

Поиск новых приемов / эвристик по Эжену Делакруа Творческие люди, Искусство, Творчество, Личность, Развитие, Саморазвитие, Художник, Карьера, Обучение, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано нейросетью Шедеврум

От мастера можно взять только его рецепты; склонность ученика как можно скорее усвоить эту лёгкость техники, которая у талантливого человека является результатом опыта, ведёт к искажению произведения и сводится как бы к прививке одного дерева к другому, совершенно иного вида.

Есть мощные художественные темпераменты, поглощающие всё и из всего извлекающие пользу. Даже будучи воспитаны в чуждой им по природе манере, они выбираются на свой путь; попирая все правила и противоречащие их взглядам примеры, и берут то, что хорошо. Хотя они и сохраняют некоторый отпечаток школы, однако становятся Рубенсами, Тицианами, Рафаэлями и т.д.

Абсолютно необходимо, чтобы в какой-то момент своего развития они дошли, не скажу – до презрения ко всему, что не отвечает их существу, но до совершенного освобождения от того почти всегда слепого фанатизма, который всех нас толкает к подражанию старым мастерам, именем которых мы готовы клясться.

Надо сказать себе: это хорошо для Рубенса, это для Рафаэля, для Тициана или Микеланджело, но то, что было ими сделано, касается только их самих, меня же ничто не приковывает к тому или к другому.

Надо уметь довольствоваться собственными открытиями. Минута непосредственного вдохновения лучше всего остального. Мольер, говорят, захлопнув однажды книги Платона и Теренция и сказал друзьям: «Достаточно с меня этих образцов; теперь я смотрю в себя и вокруг себя».

Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 2, М. «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г. с. 162-163.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 9-ти видео: ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Эжен Делакруа — французский художник, график. Фотопортрет от Пьера Пети, 1855-1863 годы / Public Domain & На фоне —изображение создано нейросетью Шедеврум

  2. Изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 2 1

Использование записей на карточках при работе над литературным произведением по Стендалю

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Использование записей на карточках при работе над литературным произведением по Стендалю Искусство, Стендаль, Ноу-хау, Мастерство, Комбинаторика, Творчество, Метод, Картотека, Писательство, Писатели, Видео, YouTube, Длиннопост

Фредерик Стендаль (Анри-Мари Бейль) — французский писатель, создатель жанра психологического романа

«С двадцатилетнего возраста Бейль ведёт записи в заранее переплетённых тетрадях.

Когда он стремится почерпнуть вдохновение из какой-нибудь книги, он начинает с перевода, уже сокращённого и сжатого, но составляющего последовательный текст. Переводя, перечитывая, часто вшивая в тетрадь новые листы, он добавляет собственные мысли и комментарии.

Это уже нечто противоположное бесконечным планам и слишком утончённым приёмам, характерным для сочинений его ранней юности. Он пытался следовать тому же методу, что и в драматургии, когда переделывал Зелинду и Линдора. Это избавляло, его от страха перед чистой бумагой, от ужаса, который испытывают все начинающие при мысли о том, что придётся, создавать всё из ничего. Этот метод излечивал также от иллюзорной уверенности в том, что с самого начала ты можешь написать слишком хорошо. Бейль (в шутку) говорит о Ланци 29 октября 1811 года: Он – причина всей этой болтовни. Он бранит Леонардо за то, что тот стремился создавать только шедевры. Чтобы не впасть в ту же ошибку, что и этот необыкновенный человек, я только что исписал четыре страницы одними бесцветными фразами.

Писать каждый день, даровит ты или нет, – это один из главных принципов своеобразия приёмов его мастерства, которые он здесь ещё раз открывает. Но способ ведения последовательных записей в тетрадях сковывает эрудита и эссеиста; он заставляет вставлять в окончательный текст слишком большие отрывки из сочинения, послужившего источником, и эти отрывки легко узнать.

Использование записей на карточках при работе над литературным произведением по Стендалю Искусство, Стендаль, Ноу-хау, Мастерство, Комбинаторика, Творчество, Метод, Картотека, Писательство, Писатели, Видео, YouTube, Длиннопост

Во времена Бейля карточками пользовались только для составления каталогов. Эрудиты – те по крайней мере умели выделять в своих тетрадях заметки в несколько строк; если было нужно, они вырезали их ножницами.

Они добивались того же самого, что современным историкам и биографам даёт карточка: возможности расчленить тексты, которыми они пользуются, на отрывки в одну строку, выделить одну дату, один факт: они с лёгкостью смешивают несколько источников; растворяют в пределах одной фразы и комментарий и источник, а главное, располагают и распределяют по своей воле необходимые для них материалы.

Вместо мозаики, с которой не всегда легко обращаться, где отдельные грани слишком заметны, где трудно создать единое впечатление из-за резкости некоторых оттенков, им легко удается достичь с тем же количеством заимствований большей общности колорита; им не нужно ломать голову, чтобы казаться оригинальнее.

Бейль сам чуть заново не изобрёл карточек. В книге «О любви» он говорит о заметках, сделанных на игральных картах. Его привычка к бумаге, к обложкам, его склонность к последовательному изложению мыслей в тетрадях способствовали невольным плагиатам. Трудно разорвать на куски длинный текст, который вы списали из одного источника. (Только не думайте, что эти наблюдения недостойны упоминания в литературной критике: опыт показывает, что они имеют такое же значение, как краски и кисти для художника.)»

Жан Прево. Стендаль. Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя, М.-Л. Государственное издательство художественной литературы, 1960 г. с. 103-104.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 5-ти видео: КАРТОТЕКИ / БАЗЫ ДАННЫХ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT.RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Фредерик Стендаль (Анри-Мари Бейль) — французский писатель, создатель жанра психологического романа / Public Domain & На фоне — изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

  2. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 2 1

Сможете найти на картинке цифру среди букв?

Справились? Тогда попробуйте пройти нашу новую игру на внимательность. Приз — награда в профиль на Пикабу: https://pikabu.ru/link/-oD8sjtmAi

Сможете найти на картинке цифру среди букв? Игры, Награда

Идеи, метод и работа Гиппократа

Начинаем публиковать материалы Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Идеи, метод и работа Гиппократа Медицина, История науки, Гиппократ, Первооткрыватель, Первопроходцы, Ученые, Врачи, Наука и жизнь, Методология, Видео, YouTube, Длиннопост

Гиппократ — древнегреческий врач. Часто его называют: «отец медицины»; ему приписывают 58 медицинских сочинений, в том числе и «О природе человека», где излагается учение о темпераментах / Портрет Гиппократа (1787) работы Майората Сетубала

«Жрецы пользовались очень бесцеремонно доверчивостью народа, однако надо отдать справедливость и жрецам; их деятельность не осталась совершенно бесплодною: в храмах Эскулапа родилась современная медицина, которая до сих пор признаёт своим отцом великого и честного человека Гиппократа, жившего во время Пелопонесской войны.

В то время каждая болезнь приписывалась обыкновенно гневу какого-нибудь оскорблённого божества; больных приносили в храм, преимущественно к Эскулапу, и жрецы лечили их там заклинаниями и, наконец, кое-какими лекарствами. Больных собиралось в этих храмах довольно много, и любознательный человек мог наблюдать признаки и постепенное развитие различных болезней. Выздоровевшие больные приносили Эскулапу разные пожертвования и, между прочим, оставляли в храме таблички, на которых был описан в общих чертах весь ход пережитой болезни. Эти таблички, хранившиеся в храме для прославления Эскулапа, могли под руками мыслящего человека превратиться в драгоценный материал для изучения болезней.

Такой мыслящий человек нашелся в лице Гиппократа. Опираясь на свои собственные многолетние наблюдения и на критическое изучение эскулаповских табличек, Гиппократ в своих сочинениях высказал и последовательно выдержал до конца ту мысль, что каждая болезнь происходит от влияния чисто физических причин и излечивается чисто физическими средствами. Для основания разумной медицины эта простая мысль была безусловно необходима, но жрецов такая мысль поражала в самое чувствительное место. Чем больше народ будет доверяться искусству врача, тем меньше он будет обращать внимания на манипуляции и заклинания жреца. Больницы наполнятся, а храмы Эскулапа опустеют.

Идеи, метод и работа Гиппократа Медицина, История науки, Гиппократ, Первооткрыватель, Первопроходцы, Ученые, Врачи, Наука и жизнь, Методология, Видео, YouTube, Длиннопост

Гиппократ читает лекцию своим ученикам под платаном на острове Кос

Понятно, какую бурю негодования должен был поднять против себя трезвый мыслитель Гиппократ. Надо было обладать непоколебимым мужеством, чтобы пойти навстречу этой буре, и надо было принести народу очень много совершенно осязательной пользы, чтобы устоять против разыгравшихся страстей, то есть чтобы не погибнуть так, как погиб, например, Сократ. Гиппократ был гораздо опаснее Сократа для языческого благочиния. Сократ только говорил против предрассудков, и то робко и двусмысленно; а Гиппократ действовал, и притом самым разрушительным образом: исцеляя больных своим искусством, он доказывал им и всем их знакомым как нельзя нагляднее, что наука сильнее и полезнее заклинаний. Но Сократ погиб, потому что народ видел в нем только говоруна, а на Гиппократа не поднялась ни одна рука, потому что Гиппократ защищал свои научные положения не только дельными доказательствами, но ещё и фактическими благодеяниями.

О Гиппократе сохранился, между прочим, один анекдот, доказывающий нам, что этот великий человек никогда не льстил народным страстям и любил говорить своим неразвитым соотечественникам голую правду. Может быть, этот анекдот и вымышлен впоследствии, но во всяком случае, он показывает, каким образом греки понимали характер Гиппократа.

В городе Абдере жил философ Демокрит, постоянно смеявшийся над различными глупостями всех людей вообще и своих сограждан в особенности; он не щадил своими насмешками ни жрецов, ни философов, ни даже самого себя; его неугомонный смех упрочил за ним прозвание смеющегося мудреца из Абдеры, а жителям этого города доставил на вечные времена репутацию непроходимой тупости. Наконец, почтенным абдеритам стало уже слишком тяжело от этого постоянного зубоскальства; они распустили слух, что их мудрец помешался, и пригласили знаменитого врача Гиппократа полечить рехнувшегося философа. Гиппократ приехал в Абдеру с искренним соболезнованием; оно и в самом деле жалко: во всём городе один умный человек был, да и тот с ума сошёл.

Идеи, метод и работа Гиппократа Медицина, История науки, Гиппократ, Первооткрыватель, Первопроходцы, Ученые, Врачи, Наука и жизнь, Методология, Видео, YouTube, Длиннопост

Гиппократ навещает Демокрита. Работа Pieter Lastman

Гиппократ освидетельствовал заподозренного Демокрита самым добросовестным образом, поговорил с ним с глазу на глаз очень долго и вышел из его дома, проникнутый глубочайшим уважением к его великому и гибкому уму. «Сами вы, – сказал он, обращаясь к собравшимся абдеритам, – гораздо больше его нуждаетесь в медицинских пособиях!» – сказал и уехал.

Из этого любопытного рассказа мы можем вывести то поучительное заключение, что комедия «Горе от ума» разыгрывалась в действительной жизни с лишком за две тысячи лет до рождения нашего Грибоедова».

Писарев Д.И. Историческое развитие европейской мысли / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах, Том 6, М.: Наука, 2003 г., с. 359-361.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 13-ти видео: ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА от НОВОЙ ТЕМЫ до ВЫСТУПЛЕНИЯ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Гиппократ — древнегреческий врач. Часто его называют: «отец медицины»; ему приписывают 58 медицинских сочинений, в том числе и «О природе человека», где излагается учение о темпераментах / Портрет Гиппократа (1787) работы Майората Сетубала / Public Domain

  2. Гиппократ читает лекцию своим ученикам под платаном на острове Кос / CC BY 4.0

  3. Гиппократ навещает Демокрита. Работа Pieter Lastman / Public Domain

Показать полностью 3 1
Отличная работа, все прочитано!